Освещенность композиции.
Успех у зрителей во многом обусловлен тем, как будет освещена готовая аранжировка. Откуда будет падать на нее свет, каков будет источник света, его сила, тональность – все это аранжировщик должен учесть перед тем, как решить, где ставить икебану.

В композиции у окна, особенно южного, зритель не увидит окраски цветов, поэтому придется довольствоваться только контуром аранжировки. Здесь будут хорошо смотреться так называемые силуэтные композиции, составленные из голых веток с небольшим количеством листвы красивой формы, образующих четкий графический рисунок. Обычно икебану ставят не у окна, а на фоне стены или драпировки.
Хорошо известно, что один и тот же, например, красный цвет «звучит» по-разному, если находится в тени или освещается прямыми лучами. При дневном освещении композиция будет меняться в течение всего дня – и ясного, и пасмурного.
Чтобы избавиться от этой нестабильности дневного освещения, в Японии предпочитают устраивать выставки икебаны в помещениях, лишенных естественного света, где окна плотно задрапированы. Электрический свет падает на стенд с растениями мягко или концентрируется только на отдельных композициях. Иногда из крупной аранжировки высвечиваются лишь отдельные ее фрагменты.
В последнее время подсветка икебаны извне и изнутри зачастую становится как бы ее составной частью, усиливая выразительность и эффектность. Нередко светом различной тональности «раскрашивают» фон для аранжировки.