Правила построения икебаны.
Перед началом аранжировки поднос с цветами размещают под правой рукой, а вазу – примерно на расстоянии 60 см впереди себя. Безусловно, когда сосуд стоит рядом, составлять икебану гораздо легче, но тем не менее, чтобы лучше видеть все цветы по мере их расстановки, вазу лучше разместить немного дальше.

Следует помнить, что сосуд должен находиться выше уровня глаз, дабы впечатление от готовой композиции было таким же, как при ее создании. Составление композиции начинается с того, что из имеющегося растительного материала выбирают самую высокую и красивую ветку, дальше смотрят, в каком повороте и наклоне она будет смотреться наиболее выигрышно.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы была видна «изнанка» листьев, густые ветки необходимо проредить. Нужно следить, чтобы листья и цветы не перекрывали друг друга. Для закрепления растительного материала в низких сосудах используют кензан. На нем ветку укрепляют определенным образом: втыкают в наколку медленно и осторожно, при этом держат ее за нижний конец вертикально, а затем наклоняют в нужную сторону.
Цветы накалывают сразу под необходимым углом. Если стебель очень тонкий, то его конец можно вставить в отрезок более толстого полого побега либо обмотать полоской липкой бумаги. Толстые ветки заостряют, как кончик карандаша, или расщепляют. Пучок тонких стеблей скрепляют вместе отрезком проволоки.
В полый стебель, например, амариллиса, можно вставить короткую тонкую палочку, вату или бумагу, и только потом закрепить между иглами наколки. Цветы с толстой, но мягкой, водянистой цветоножкой, такие как каллы, нарциссы, ирисы, тоже плохо держатся в наколке. Поэтому к кончику их стеблей привязывают короткий отрезок более крепкого стебля.
При использовании тяжелых веток в аранжировке для устойчивости всей композиции применяют кензан с тяжелым основанием. Кроме того, тяжелую ветку можно прибить гвоздями к дощечке, а наколку для фиксации остальных растений композиции поставить сверху. Заменить кензан можно пиафлором или пластилином, также подойдет полиэтиленовый пакетик с насыпанным в него влажным керамзитом.
Кензан иногда заменяют на сиппо – пластинку с отверстиями для стеблей. Однако она не обеспечивает той свободы фиксации растительного материала, которую создает кензан. Верх мастерства – создать композицию вовсе без держателя. Вода должна покрывать наколку слоем не менее 1,5-2 см. Листья ни в коем случае не должны касаться воды, поэтому их срезают на нижней части стебля на 6-10 см для придания опрятного вида нижней части композиции.
В низких сосудах наколка обязательно маскируется цветами, листьями либо любым другим растительным материалом. Можно усыпать ее галькой или камешками. Между тем, в последнее время в некоторых работах школы Охара наколки не маскируются, но это должно быть оправдано идеей композиции.
Размер композиции напрямую зависит от размера вазы, который определяется суммой высоты сосуда и его диаметра. Длина Син вычисляется следующим образом: для массивных веток размер вазы увеличивают в 1,5 раза, для тонких, изящных веток – в 2 раза. Следует помнить, что если аранжировка выполняется в высокой вазе, то к длине растительного материала прибавляют ту часть, которая будет находиться внутри сосуда.
Если композиция односторонняя, то ветки не должны отклоняться назад от зрителя, поскольку это создает впечатление неустойчивости. Также они не должны казаться поникшими или сломанными. В плоских широких вазах можно использовать открытую водную поверхность, она оживляет композицию, придает ощущение свежести, поэтому такие аранжировки особенно хороши в жаркие летние дни.
Форма композиции главным образом зависит от того, с какой стороны на нее будут смотреть. Аранжировка может быть одно-, двух-, трехсторонней и просматривающейся со всех сторон. Независимо от вида композиции, существует общее правило: отсутствие симметрии, с разных ракурсов композиция должна смотреться по-разному, но неизменно интересно.
|
|