Рикка (нагеирэбана и чабана).
Стиль Рикка на протяжении веков претерпевал значительные изменения. Он базировался на строго определенных правилах: растения устремлялись прямо вверх, к небу и олицетворяли величественную природу.

Наряду со стилем Рикка и в противовес ему существовал другой, собирательный стиль аранжировки – Нагеирэбана, который в раннем периоде развития искусства включал все композиции, выполненные не в стиле Рикка.
В XVIII веке к Нагеирэбане относились собственно Нагеирэ – «цветы, брошенные в воду», Чабана – «чайные цветы», а позднее и Сёка – трехцветочный асимметричный стиль. В дальнейшем все эти стили получили самостоятельное развитие.
В то время как Рикка демонстрировал театральность и помпезность, подчиняясь обрядовым требованиям, Нагеирэбана (Нагеирэ) существовал на основе изначальной концепции икебаны: любование цветами. Но в то же время он пытался установить духовную связь между создателем икебаны и ее созерцателем.
Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, свободные от каких-либо правил; стебли аранжировки свободно опираются о края сосуда.
Нагеирэ имеет очень много форм, он бывает прямостоячим, наклонным, свисающим, настенным и лежачим. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждому и потому особенно любимы.
Композиции типа Чабана, их также иногда называют икебаной одного цветка, были непременными спутниками чайной церемонии. Чабана в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличался простотой и скромностью самих цветов и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1-2 цветка и листик.
Основатель чайной церемонии и Чабана Сенно Рикю (1520-1571) положил начало развитию оригинального стиля икебаны, популярного среди простых людей. Чабана процветает и в настоящее время, только теперь сфера ее применения вышла за рамки чайной церемонии.
Процес составления икебаны является своеобразной медитацией. Мастер должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит.