Свет мой цветик мне скажи.
Любимыми цветами для составления аранжировок в Японии являются камелии, хризантемы, розы, каллы, ирисы, цветущие сливы, вишни и персики. Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии, который можно встретить повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках.

Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева – самой разнообразной формы и размеров. Цветение сакуры очень кратковременно – оно длится всего пару дней, а иногда лишь несколько часов. Праздник цветущей сакуры (Ханами) – один из древнейших обрядов в Японии
Букеты из камелий даже без дополнений являются одним из лучших образцов искусства икебаны. Их составляют в декабре, январе и феврале. Икебаны из хризантем, собранные на плоскости, в высоких вазах, на камнях, кусках дерева, сочетают с листьями аспидистры, эвкалипта, аспарагуса шпренгери, фатсии (аралии), монстеры, рододендрона, с ветками лианы, плодами древогубца и с колосьями лиатриса даже без всяких аранжировок. Такие аранжировки актуальны с сентября по декабрь.
Розы в композициях икебаны не должны быть полностью распустившимися. Листья, которые перекрывают друг друга или поворачиваются внутренней стороной, – срезают. Сочетают розы с ветками кедра, цветущей сливы, с листьями бамбука, аспидистры, с ветками можжевельника, эвкалипта. В высокие вазы розы не ставят, а чаще всего аранжируют в стиле Морибана – на металлических держателях, плоских или средней высоты вазах.
Ирисы в икебане обычно сочетают только с собственными листьями. Цветущие стрелки отделяют от листьев и устанавливают в соответствии с замыслом. Букеты из ирисов составляют только в плоских вазах в июне и июле.
Каллы в японских аранжировках бывают в самых разнообразных сочетаниях: с длинными цветочными стрелками и низко срезанные, с полностью раскрытым цветком и в бутоне. Каллы редко ставят в высокие вазы, чаще в низкие, или вовсе выполняют аранжировку на плоскости, с добавлением аспарагуса шпренгери, листьев монстеры, веток вистерии. Хорошо подчеркивают силуэт калл колосья лиатриса.
Ветки цветущих слив, вишен, абрикоса, миндаля ставятся в букеты самостоятельно или в сочетании с камелиями, сосной, бамбуком. В икебане много аранжировок из тюльпанов, древовидных пионов, белых лилий, гвоздик, нарциссов. Реже встречаются композиции из гладиолусов. В качестве растительного материала широко используются рогоз, ветки ивы, ситник, камыш.
Для того чтобы срезанные цветы дольше оставались свежими, японские декораторы пользуются двумя методами – физическим и химическим. При физическом методе стебли растений подрезают в воде, а при химическом – в свежеподрезанные места стеблей втирают небольшое количество поваренной соли.
Растительный материал собирается в икебане по строгим нормам, её своеобразие выражается наиболее ярко тем или иным соотношением основных элементов. Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными элементами композиции.
Подобно средневековому тексту, икебана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать, как образ идеального мира или же воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть нежным любовным или дружеским посланием и просто вызывать восхищение своей красотой.
В искусстве икебаны нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей – сил инь (тьмы) и янь (света). В икебане области инь и янь имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, представленный мужской и женской частью композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.
|
|