Плоды и овощи в икебане.
Как всякое искусство, икебана постоянно развивается, потому что меняется время, технические и бытовые условия в обществе, уровень культуры, нравы, вкусы, взаимоотношения людей.

Глава одной из ведущих школ икебаны в Японии – Согэцу – Хироси Тзсигахара настойчиво призывает не зацикливаться на традиционных постулатах икебаны, искать новое не только в технике и способах расстановки растений в композициях, но и привлекать новые растительные и другие декоративные материалы.
Примером подобного новшества может служить использование стеблей бамбука для построения как малых композиций, так и крупных декоративных аранжировок. Еще одно новшество – применение в икебане овощей и фруктов. Ученики школы Согэцу используют плодоносящие ветки в осенних и зимних композициях, умеют красиво раскладывать на блюде фрукты и овощи в сочетании с ветками и цветами.
С недавнего времени сфера применения овощей и фруктов в композициях значительно возросла. Икебана отражает живую природу, а овощи и фрукты занимают важное место в растительном мире. Так почему же их так редко используют в икебане?
Обычные, хорошо знакомые нам овощи и фрукты могут стать прекрасными выразительными средствами для цветочной аранжировки. Они объемны, различаются по величине, а иногда имеют забавную форму или интересный рисунок на своей поверхности. Достаточно вспомнить разнообразную окраску сладких и горьких перцев, редьки, редиски, помидоров, кабачков.
Кроме того, среди овощей и фруктов нередко встречаются всякого рода сращения и раздвоения, милые «хвостики» и «носики» – все это дополнительные художественные детали, которые могут обогатить композицию, создать определенные взаимоотношения между элементами композиции, подчас комические или лирические...
Некоторые фрукты и овощи выращиваются исключительно для декоративных целей. Например, декоративные сорта тыквы с причудливыми плодами, декоративная капуста. В Японии есть много сортов несъедобных цитрусовых растений с декоративными плодами, таких как «Пальцы Будды», «Лисьи мордочки».
Интересно то, что плоды и овощи не только бывают очень красивы внешне, но и таят скрытую от наших глаз красоту и обнаруживают ее только в разрезанном виде. Эффектно выглядит разломанный плод граната с красными зернами внутри. На поперечном срезе краснокочанной капусты можно увидеть замысловатые узоры из белых и цветных линий.
Перед созданием композиции из овощей или фруктов надо тщательно изучить используемый материал, найти в нем самое интересное, например сходство с каким-то знакомым предметом, то, чем можно поразить и заинтересовать зрителя, то, что может пробудить какие-то ассоциации, образы.
Не всегда можно заранее предугадать окончательный вид композиции, так как особенности фрукта или овоща часто обнаруживаются лишь непосредственно в процессе аранжировки. Так что в этом творчестве в значительной степени присутствует элемент импровизации, и в этом есть своя прелесть.
Далеко не все из таких композиций могут украсить интерьер. Это – произведения камерные, и в них наряду с общей декоративной ценностью есть другие полезные аспекты. Композиции поражают своей оригинальностью, необычностью, в них повседневное предстает в непривычном виде. Такие композиции видятся весьма неожиданными, занимательными и забавными.
Работа с фруктами и овощами развивает у аранжировщика наблюдательность, способность увидеть необычное в повседневном, получать большое удовольствие от малого. Композиции, составленные из различных плодов, порадуют и заинтересуют детей.
Овощи и фрукты могут быть уложены на столе или в низкой вазе, но можно использовать при этом и высокие сосуды. Их размещают свободно или соединяют тонкими стебельками или проволокой... Правил компоновки не существует, все зависит от индивидуального вкуса художника.
Главное, чтобы было красиво, оригинально, интересно и весело. Однако надо иметь чувство такта и меры, чтобы в погоне за оригинальностью не допустить безвкусицы. Овощи и плоды можно сочетать с ветками, цветами, листьями, но они не должны затмевать главные элементы в композиции.
|
|