Словарь терминов.
Абрис – контур, очерк, обвод, рисунок без теней, очертание предмета.
Дзюси – ветки или цветы, дополнительные элементы к трем главным элементам композиции.
Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны.
Керамзит (от греч. keramos – глина) – искусственный пористый гравиеподобный заполнитель для легких бетонов. Размер зерен 5-40 мм. Получают обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких глинистых пород.
Кензан (Kenzan) – наколка с несколькими рядами острых латунных иголок, прочно закрепленных в твердом основании, круглом или прямоугольном.
Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V.
Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть.
Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде, напоминающая пейзаж в миниатюре. Этот стиль появился в XIX веке в результате влияния европейской культуры на японскую.
Нагэире (Nageire) или Хейка – аранжировка икебаны в высокой вазе, которая отражает естественный рост растений. Цветы стоят в вазе непринужденно, свободные от каких-либо правил; стебли свободно опираются о края сосуда. Имеет множество форм.
Нагеирэбана – объединенный стиль древней Японии, включающий все стили, кроме Рикка.
Рикка (Rikka) – это классический, традиционный стиль составления букета, оформившийся в начале XV века. Рикка составляется по строго определенным правилам.
Рабатка – неширокий, сильно вытянутый в длину цветник, состоящий из одного-трех видов или сортов растений. Ширина рабатки обычно составляет 40-50 см, иногда до 1,5 м (редко 3 м). Длина произвольна.
Поверхность в целях избежания застоя воды делают ровной, и только на широких рабатках – немного выпуклой в центре. Рабатки бывают односторонние или двусторонние. Односторонние рабатки располагают по краям дорожек, у стен зданий. Двусторонними разделяют широкие аллеи, проезды.
Сейка или Сёка (Seika, Shoka) – этот стиль оформления икебаны появился в середине XVIII века, он представляет собой упрощенный стиль рикка.
Син – первый, главный элемент (ветка, цветок) в композиции, символизирующий Небо.
Сиппо – металлический держатель с открытыми гнездами.
Соэ – второй главный элемент в композиции, символизирующий Человека.
Суйбан (Suiban) – плоская ваза без дренажных отверстий.
Тай – третий главный элемент композиции, символизирующий Землю.
Токонома – стенная ниша была архитектурным элементом монашеской кельи дзенского монастыря, но Сёгун Асикага Ёсимицу перенес ее в дома обычных японцев, где впоследствии стали устанавливать цветочные аранжировки.
Хана (Hana) – цветок.
Хасами (Hasami) – специальные ножницы, служащие для обрезания материалов для икебаны.
Хейка (Heika) – оформление икебаны в высокой вазе с узким горлышком.
Чабана (Chabana) – стиль икебаны, предназначенный для чайной комнаты; атрибут чайной церемонии.
Карэмоно – сухой растительный материал.
Кейсинкей – наклонная форма композиции.
Компот – сосуд для икебаны на ножках.
Мидзукири – подрезка веток и цветов под водой.
Моримоно – аранжировка с использованием плодов, фруктов, овощей на блюде.
Иссинкей – прямостоячая форма икебаны.
Сикибана – цветы, разложенные на столе.
Кибана – аранжировка из плавающих цветов.