Стиль Рикка.
Школа Икенобо является хранительницей самого древнего стиля икебаны – Рикка. Сегодня это единственная школа, которая обучает этому классическому стилю. В повседневной жизни редко встречаются композиции в стиле Рикка, но они являются неотъемлемым атрибутом всякого рода торжеств и религиозных ритуалов.

Сам стиль за свою историю претерпел большие изменения. Первоначально икебана в стиле Рикка предназначалась для больших помещений. Сперва в храмах, затем в домах дворян, самураев, торговцев такие композиции являлись символом богатства и благородства хозяина. По мере того, как архитектура зданий становились все более роскошной, Рикка также приобретала все большую пышность.
Композиции в стиле Рикка довольно высокие, около 1,5 метров, и широкие – 1-1,3 метра. В их основе – разносторонний треугольник, символ совершенной гармонии. Аранжировки массивны, громоздки, предполагают использование многочисленных растений, которые не должны опираться о стенки сосуда или его края, а возносятся из воды общим пучком, как будто на едином вертикальном стволе.
Этот ствол высотой 8-15 см состоит из тесно прижатых друг к другу стеблей всех растений аранжировки, предварительно очищенных внизу от листьев и веточек. Рикка строго регламентирована: в композиции должно быть определенное количество элементов (ветвей и цветов), важно также четкое расположение и назначение каждого. Создавать Рикка трудно и долго.
Этим всегда занимались только хорошо подготовленные мастера, посвятившие этому делу свою жизнь и получившие свой опыт и секреты мастерства по наследству. Рикка обычно ставится в глубокой вазе с сильно расширенной горловиной и может иметь разнообразные очертания. Было время, когда считались модными аранжировки удлиненной формы (высота на 10% больше ширины), но в классических формах высота и ширина должны быть примерно одинаковыми.
Ранее конструктивных элементов в стиле Рикка было семь, сейчас – девять:

Син, Соэ, Тай – Небо, человек, земля, Шосин – центр, еще ее называют «ветка истины», Укэ – «принимающая» ветвь, До – тело, Маеоки – передний план, Нагаси – «струящаяся» ветвь, Микоси – «смотрящая» ветвь.
Если пространство аранжировки мысленно поделить на три уровня, то в верхней части будут размешаться Син и Микоси, в средней – Соэ, Укэ, Шосин и До, а в нижней – Тай, Маеоки и Нагаси. При этом Соэ и Нагаси, а также Тай и Укэ находятся в диагонально-противоположных местах.
Син должна стоять чуть позади центра; Шосин – в самом центре, при этом немного выше, чем 1/3 высоты Син. Ниже Шосин размещен До, обычно это масса из листьев или цветов.
Маеоки стоит впереди и уравновешивает все элементы композиции. Стебель Тай уравновешивает Син и закрепляется так, чтобы его верхушка находилась на уровне середины высоты До. Соэ в свою очередь уравновешивает Син и размещается так, чтобы ее верхушка, Син и До образовывали разносторонний треугольник.
Укэ и Тай наклоняют под углом 45° влево относительно Син, Соэ – 45° вправо и назад, Нагаси на 45° вправо вдоль Укэ. Шосин стоит прямо, в центре композиции. Маеоки и До устанавливаются впереди от Син под углом 90°. Укэ ставится на высоте 1/4 – 1/5 высоты До; он уравновешивает Соэ и всю правую сторону композиции. Нагаси фиксируется позади Укэ, простираясь вперед и является балансом для Син и Соэ.
Последним из всех ставится Маеоки.
Все ветки нужно разместить так, чтобы они создали баланс во всех частях аранжировки, но при этом необходимы контрасты, во избежание монотонности. Таким образом, в рикка Син, Шосин и Маеоки составляют ядро композиции, а остальные ветки помогают в создании гармоничного целого. Помимо этих основных веток и стеблей, композиция может быть наполнена и другими растениями, главным образом цветами и крупными листьями.
Группы крупных, красивой формы листьев в сочетании с главными ветками помогают сделать аранжировку более эффектной. Добавление цветов в область элемента До значительно увеличивает общую привлекательность композиции.
Существует около 30 стилей рикки, не считая многочисленных вариаций. Следует отметить, что традиционная Рикка подразделяется в зависимости от формы Син на две категории: с прямостоящей Син и с отклоненной. Композиции первого стиля имеют веерную, эллиптическую, округлую или треугольную форму.
Центр тяжести композиции совпадает с центром используемой вазы, а Маеоки уравновешивает Син. Этот стиль использовался на праздниках и на различных встречах высших слоев общества, так как он эффектен и создает торжественную атмосферу.
В композициях второго стиля центральные ветки Шосин, До и Маеоки – остаются неизменными, как и в первом, но главная ветвь – Син – отклоняется от центрального положения, изгибаясь вправо или влево. Это создает ощущение движения, которое совершенно отсутствует в первом стиле. Этот вариант Рикка является попыткой отображения динамичной природы.
Как одну из разновидностей Рикка с отклоненным Син можно представить так называемую песчаную композицию, которая имеет горизонтальный вид. Аранжировка устанавливается в плоской открытой вазе, которая наполняется песком после того, как аранжировка будет полностью готова. Если другие композиции воплощают высоту и статичность, то эта выражает обширность и динамичность.
В такой композиции можно отразить природный пейзаж с растущей на переднем плане травой и просматриваемые сквозь нее дальние горы и холмы. В аранжировке не только главная ветка, но и остальные причудливо изгибаются.
|
|