Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками, возраст которых достигает почти 5000 лет, информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в разных обществах ранее первого тысячелетия до Р. Х. в них очень мало. Из имеющихся данных явствует, что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между близкими родственниками, а женщина считалась собственностью, используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода. Мужчины могли иметь много женщин, проституция была широко распространена, и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни.
С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в отношении к сексу. В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального поведения: адюльтер запрещен (об этом гласит одна из Десяти заповедей), а гомосексуализм строго осуждается (Левит 18:20, Левит 21:13). В то же время секс признается созидательной и доставляющей наслаждение силой, как это описано в Песни песней. Таким образом, секс не считался безусловным злом и его роль не ограничивалась одним лишь воспроизведением.
В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской гомосексуальности относились не только терпимо, но и восторженно. Сексуальные отношения между взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости, были широко распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и интеллектуальном развитии юноши. Если, однако, эти отношения ограничивались только сексом, они не одобрялись, так же как и гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами.
А гомосексуальные контакты между взрослыми мужчинами и мальчиками, не достигшими половой зрелости, были запрещены законом. Браку и семье придавалось большое значение, но в то же время женщины были гражданами второго сорта, если их вообще можно было считать гражданами. В Афинах женщины имели не больше политических прав, чем рабы; на протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Как и во всех других местах в первом тысячелетии до Р. Х., женщины составляли часть личного движимого имущества, хотя некоторые из них были незаурядными личностями.
Для древних греков женщина (независимо от возраста и семейного положения) — это всего лишь «гина», т. е. производительница детей. На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение принятого у греков и у евреев. В отличие от иудаизма, который не отделял физическую любовь от духовной, христианское учение заимствовало у греков разграничение между «эросом», или плотской любовью, и «агапе», — духовной, нетелесной любовью.
Эпоха эллинизма в Греции (начавшаяся в 323 г. до Р. Х.) была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности. Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило христианскую религию превозносить безбрачие, несмотря на то, что св. Павел писал: «хотя хорошо человеку не касаться женщины... лучше вступить в брак, чем разжигаться» (Первое послание к коринфянам, 7:1–9).
К концу IV в. нашей эры, несмотря на существование небольших групп христиан, придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность, отношение к ней церкви в целом было явно негативным, что ярко отразилось в писаниях одного из отцов церкви Блаженного Августина, который, прежде чем отрешиться от мирских утех, предавался разнообразным страстям. В «Исповеди» Августин обличал себя в резких словах: «Я загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской черной рекой вожделения» (Исповеди, Книга III: I).
Он считал, что вожделение — это результат грехопадения Адама и Евы в райском саду, которое отторгнуло людей от Бога. Таким образом, сексуальность была резко осуждена во всех ее формах, хотя Августин и его современники, вероятно, ощущали, что супружеский прокреативный секс — меньшее зло, чем все другие.