Первая формация в парашютном спорте:
Дата:16 января 1972 года
Место: Perris Valley, Калифорния
2х Твин Бичес и 1 C-206
Высота выброски: 14.500 футов
Высота разбежки: 3.000 футов
Организатор: Jerry Bird.
В январе 72-го Jerry Bird обсудил с друзьями возможность рекордного прыжка с построением большой «звезды». Датой события было выбрано 15-16 января. Затем он связался с Джерри Керманом, владельцем аэропорта Perris Valley, получив от последнего согласие на ближайший уик-энд. Керман предоставил два самолета Beech и один С-206. Кроме того, парашютистам были предоставлены скидки. На каждый день было запланировано 3 прыжка. Бёрд пригласил от 25-30 парашютистов из Южной Калифорнии к 8-30 утра.
Выступление начали 15 парашютистов. Тогда время удержания формации не имело особого значения. На 10 утра присутствовало 22 спортсмена, и Бёрд решил собирать 22-way формацию, т. к. предыдущий рекорд был 21. Первый прыжок был великолепен. Все 22 парашютиста подошли и удерживали звезду в течение 6-ти секунд. Было несколько жестких подходов, но в целом все было хорошо.
Второй прыжок был более впечатляющим. Планировалась формация 25-way. При наборе высоты у Джоя Фолка, который выходил вторым из ведущего самолета, расчековался запасной парашют. Он собрал его и перебрался в сторону кабины пилотов. Остальные парашютисты отделились, как планировалось. Звезда собиралась нормально до парашютиста под номером 12. Неаккуратный подход, с последовавшим после него жестким захватом — и звезда преобразовалась в фигуру подковообразной формы.
Бил Стэдж вспух до места происшествия и занял образовавшийся разрыв. Была собрана звезда из 23 человек — один из парашютистов подошел уже ко времени разбежки. На прыжок № 3 возлагались большие ожидания, так как парашютисты только что собрали одну за другой две 22-way «звезды». В этот раз звезда собиралась медленнее. Лишь 21 спортсмен подошел, образовав неаккуратную «звезду», которую удерживали недолго. С любезного разрешения Джери Кернена и его супруги в конце дня парашютисты устроили большую вечеринку с шампанским.
Во время первого воскресного прыжка, группа парашютистов, преисполненная большими ожиданиями, сделала попытку собрать 26-way. Перегруженный самолет послужил причиной долгого набора высоты. Удалось достичь лишь 12500 футов. Внутри самолетов было столпотворение, отделение заняло больше времени. Была собрана звезда из 8-ми. После звезда была дополнена еще 13-ти парашютистами находящимися рядом. Затем последовали разбежка, открытие и приземление. Этот прыжок как бы напомнил группе парашютистов, «скромнее, парни!».
Бёрд удалил двух спортсменов из взлета, таким образом самолеты могли набрать большую высоту. 10 парашютистов было размещено в ведущем самолете и 11 в ведомом. Для этого прыжка поднялись до 14500 футов. Отделение прошло гладко. Братья Крюгер быстро собрали базу. Без подвоха звезда собиралась до 14-ти. Звезда слегка «дышала», в то время когда Сэм Александр с камерой выровнялся и подошел к своему месту в формации. Следующие трое парашютистов подошли без проблем. Чак подошел жестко и толкнул одну из сторон звезды вовнутрь. Все продолжали удерживать звезду.
Во время подхода Бёрда она колыхалась. Следующие двое подошли без проблем. У Стива возникли некоторые затруднения, но он удачно остановился и встал на свое место. Затем Варен также известный как Black Knight, замкнул звезду на высоте 3800 футов. Звезду удерживали до высоты 3000 футов. Были слышны возгласы и крики парашютистов в воздухе и зрителей на земле. Это был новый рекорд — 24-way. Они превзошли 22-way рекорд, установленный днем ранее. В финальном прыжке была попытка собрать 25-way. Этот прыжок не прошел гладко. Была собрана лишь 15-way. Спортсмены начали разбежку на высоте около 7000 футов.
Виды парашютного спорта.
Экстрим — это деятельность человека, компетентность и навыки которого ниже требуемого уровня, чтобы эта деятельность была безопасной. Уже почти забыты жесткие приземления и 18-килограммовые десантные ранцы-монстры, почувствовав вес которых не то что летать, а и жить не хочется. Ненужными стали недели тренировок, а высота 800 метров у сегодняшних парашютистов вызывает смех. Характеристики нового поколения парашютов полностью оправдывают их название — «крылья». Площадь — 6-8 кв. м, время разворота на 180 градусов — 3 секунды, скорость — до 100 км\час.
А главное — редкий «вундеркинд» не сможет научиться управлять «крылом». Хотя, кроме умений, у парашютиста желательно присутствие трезвой головы как в прямом, так и в переносном смысле. Прыжки на точность приземления — самый старый из видов парашютного спорта. Еще тогда, в 60-ых годах, когда появились первые управляемые круглые парашюты, появились и прыжки на точность приземления. В те времена задачей было приземление в 100 метровый круг, где отклонение на 80 метров было неплохим результатом, а сейчас это 0 сантиметров или как говорят — «нуль». Сегодня существуют специальные парашюты для работы на точность приземления.
Индивидуальная акробатика как разновидность парашютного спорта появилась так-же давно как и прыжки на точность приземления. Если прыжки на — это умение управлять куполом, то акробатика — умение управлять своим телом на потоке в свободном падении. Это умение управлять своим телом в горизонтальной плоскости (выполнение спиралей) и вращений в вертикальной плоскости (выполнение сальто). Больше 20 лет эти упражнения были основой международных и национальных соревнований. Впоследствии это сочетание получило название «классический парашютизм».
Групповая акробатика сейчас является самой распространенной дисциплиной парашютного спорта как в Украине так и во всем мире. С начала семидесятых годов маленькие, а потом все большие группы людей стали строить различные фигуры в свободном падении, подлетая друг к другу в воздухе и беря друг друга за ноги и за руки. Сначала это был обычный круг звезда. Затем эти фигуры становились все сложнее. Увеличились высота прыжка и время свободного падения. Были выработаны соревновательные программы.
Купольная акробатика является одним из самых зрелищных видов парашютного спорта. Первые попытки построить фигуры из куполов энтузиасты делали еще на круглых парашютах. С появлением парашютов-крыльев фантазии энтузиастов были реализованы. Спортсмены строили фигуры и выполняли различные перестроения на раскрытых парашютах осуществляя захваты куполов или строп руками и ногами.
Скайсерфинг — это один из видов парашютного спорта. Началось все с того, что французский парашютист Joel Crusiani совершает первый прыжок на доске стоя на ней в позиции серфингистов (т. е. стоя на доске ногами). Он использовал обычную доску для водного серфинга(!) с установленными на нее креплениями от сноуборда. Впервые поза парашютиста прыгающего на доске была похожа на позу падения современного скайсерфера!
Фри-стайл как спорт начал развиваться 1990 году, когда прошли первые соревнования по этому виду спорта. Безусловно, что как любительские прыжки, он существовал еще с 80-ых годов, когда некоторым энтузиастам стало интересно попробовать не только падение на пузе. Благодаря энергии и увлеченности энтузиастов фристайл демонстрирует бесконечные возможности человека выразить себя при помощи движения. В воздух внесены все выработанные ценности при оценке искусства движений.
Фри-флай, как спорт, занял свою позицию практически недавно. В Ноябре 2000 года, в Елое (Аризона, США) прошел первый кубок по фрифлаю. Основателем фрифлая является Олав Зипстер, хотя и другие парашютисты в начале 90-ых начали осваивать это направление параллельно от Олава. В 95-98 годах любители прыгали фри-флай, ситфлай, уже были специальные комбинезоны для прыжков на сит-флай.
Сейчас это самое прогрессирующее направление как в Украине, так и во всем мире. В Украине может быть даже больше парашютистов занимались бы фри-флаем если бы их снаряжение соответствовало правилам безопасности для прыжков на фри-флай. В 2002-ом году на 2-ых Всемирных Воздушных Играх которые проводились в городе Гранада (Испания), фри-флай выступал как отдельный вид парашютного спорта в группе артистичных направлений.
Swoop — длинный пролет над землей при приземлении. С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде — и по точности.
Пара-Ски — нет, это не прыжки с лыжами, как можно подумать из названия. Это такое двоеборье, где спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления — классический парашютизм, а второй частью соревнований является забег по определенной дистанции на лыжах. Соревнования этому виду парашютного спорта начались проводится еще тогда, когда появились соревнования в прыжках на точность приземления. Этот вид парашютного спорта и соревнования по нему есть и сейчас.
B. A. S. E. прыжки — это больше психологический спорт чем просто парашютный. Больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно (нарушение общественного порядка — со слов хранителей правопорядка). Это прыжки со статических объектов. B. A. S. E. — это сокращение 4 слов, перевод русский которых означает: высокие дома и небоскребы, антенны и вышки, высокие мосты, скалы.
Парабалунинг — это не просто прыжки с шара ради собственного интереса, это вид спортивного двоеборья. Задача заключается в следующем: пилот должен попасть в цель не только маркером — лентой длиной 160 и закрепленным на ней грузиком весом 70 г., а и парашютистом, командой из двух человек. Для этого у пилота есть два условия -лететь как можно ниже, но не ниже 1000м. т. к. нужна высота для прыжка парашютистов. В мае 2003г. в Украине прошел первый Кубок по парабалунингу в г. Феодосия, Крым.
Blade Running — парашютный спорт, который несколько связан с дисциплиной swoop. Как направление, начал развиваться в начале 90-ых. В этом виде спорта прыгают с небольшой высоты или не прыгают вовсе, а их основная цель — лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая при этом среднюю скорость в 100 км/ч.