Казанская церковь.
Сразу же эта церковь заняла особое место в числе астраханских храмов. За ее величественный внешний вид современники называли Казанскую церковь жемчужиной Поволжья.

История.
Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойничьей шайки атамана Заруцкого был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал из Астрахани сразу же, как только узнал, что приближается рать во главе с Матерью Божией. Над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружен каменный храм.
Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь «Пречистыя Богородицы Казанския». В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднен. Икону Казанской Божией Матери еще ранее перенесли в Успенский собор. Она хранилась здесь долгое время. Новая Казанская церковь возникла в новом селении за рекою Кутум, имевшем первоначально название Посад.
В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк. Позже стали селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся на другой стороне реки Кутум. Добираться до церкви было крайне сложно, особенно во время ледостава, ледохода, весеннего половодья и период дождей. Тогда берега Кутума превращались в сплошное грязевое болото. Трудно было и священнослужителям попасть к своим прихожанам для исполнения треб.
Все это подтолкнуло жителей посада испросить разрешения у Астраханского епископа Илариона на строительство своего храма. В начале весны 1753 года жителям была выдана сборная книга для сбора пожертвований. Строили храм из камня, с особым деревянным придельным храмом в честь Праведных Захария и Елисаветы. Через 16 лет, в 1769 году, храм был построен. Колокольня была пристроена позже, спустя три года. Деревянный придельный храм в 1797 году был из-за ветхости полностью разобран.
В 1807 году в Астрахани случилась чумная эпидемия. Купец Макарий Абезьянин, прихожанин Казанского храма, чудесным образом избавился от этой страшной болезни. В честь этого чудесного избавления он дал обет построить в своем храме придел в честь Священномученика Харлампия. Строить придельный храм он стал из камня с правой стороны, желая при этом возвысить и саму невысокую церковь, не повреждая самого алтаря и прочего строения в стенах.
Но купец М. Абезьянин неожиданно скончался, и строительство придела было завершено уже его вдовой Верой Алексеевной. Возвышение же церкви, начатое было покойным, так и осталось незавершенным. В том же 1811 году на средства другого астраханского купца Ивана Мултанова в Казанском храме появился левый придел в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Пожар.
В 1858 году Казанский храм постигло большое несчастье. В Астрахани в ночь на 1 августа произошел сильнейший пожар. От церкви остались только лишь каменные стены. Но уже в том же году Казанский храм был восстановлен на средства от пожертвований. При этом было произведено немало пристроек. Но, несмотря на все это, небольшой по размерам Казанский храм по-прежнему был недостаточно вместителен. При большом стечении богомольцев в воскресные и праздничные дни в нем было очень тесно и душно.
Настоятель церкви протоиерей Иларион Туберозов в начале 1902 года специально пригласил для осмотра и освидетельствования всех недостатков строения городского архитектора П. И. Коржинского. Вывод его был печален: устранение всех недостатков равносильно полной разборке храма.
И снова деньги на церковь собирали всем миром. Два богатейших астраханских купца Иван Иванович Губин и Александр Николаевич Афанасьев внесли на построение новой церкви каждый по 25 тыс. рублей, а за ними и другие астраханские купцы — Александр Иванович Губин, Сергей Иванович Захаров, Степан Игнатьевич Кузнецов, Степан Васильевич Носков и Константин Иванович Догадин — внесли свою лепту. Все они собрали на строительство храма 70 тыс. рублей.
В марте 1902 года архитекторы Коржинский и Корягин предложили безвозмездно составить план и смету на строительство церкви, наблюдать за строительными работами. А через год купцы Александр Афанасьев и Иван Губин преподнесли в дар земельный участок, приобретенный на их совместные средства для расширения места под строительство церкви.
В конце февраля 1903 года Астраханский епископ Георгий (Орлов) благословил начало строительных работ. Новая церковь строилась рядом со старой, с северной стороны, на участке, который подарили Казанскому храму купцы Афанасьев и Губин. Старый Казанский храм действовал вплоть до освящения новой церкви. Лишь после завершения строительных работ началась его разборка.
А завершились строительные работы осенью 1907 года. 22 октября 1907 года был освящен епископом Георгием главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. В октябре 1907 года протоиерей Иларион Туберозов освятил правый придел в честь Трех Святителей, а 4 ноября — левый придел в честь Великомученика Харлампия, Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского.
Особенности храма.
Построенный в древнерусском стиле, богато декорированный снаружи, храм приводил в восторг каждого, кто его видел. Восьмисветовой барабан с куполом в форме царского венца венчал храм. А по бокам главного барабана установлены четыре небольших глухих, украшенных куполами-луковичками. Высокая двухъярусная колокольня была выполнена в несколько готическом стиле, венчал ее остроконечный шестигранный верх и маковка-луковка.
По бокам от нее - две деревянные башенки в намеренно уменьшенном виде, копирующие второй ярус колокольни. В храме в 1907 году установили новые резные трехъярусные иконостасы, вызолоченные на полимент. Расписывали храм известные художники Зейц и Серов. Летом 1923 года Казанский храм захватили обновленцы. А в 1930 году советская власть отобрала у них храм. Скоро снесли колокольню храма и четыре боковых барабана.
Изувеченный храм перешел в распоряжение «Заготзерна». Его здание использовалось в качестве склада. 8 февраля 1955 года здание решили передать областному совету профсоюзов (с правом переоборудования). Но передано оно ему так почему-то и не было. В результате храм забросили, и он превратился в прибежище для бомжей и хулиганов.
На круги своя.
15 июня 1991 года Православная Церковь вновь обрела Казанский храм. Но вид его производил удручающее впечатление: внутри груды мусора, роспись уничтожена, подвал залит водой, окна выбиты. Долгое и кропотливое дело восстановления началось в первую очередь с обновления внешнего облика храма. Купол и крышу покрыли новым оцинкованным железом, вставили рамы в окна, покрасили решетки на них, отреставрировали входные врата в церковь.
Постепенно храм был заново расписан, украсился новыми иконами. Появился в церкви и новый иконостас с вышитыми бисером иконами. Среди почитаемых святынь, которыми обогатился за последнее время Казанский храм, особенно замечательна написанная на Святой горе Афон икона Казанской Божией Матери, называемая верующими Казанская-Афонская. Также здесь находятся чтимый образ Косинской Божией Матери и икона собора Преподобных Оптинских старцев с частицами мощей каждого из них.
|