Богоявленский монастырь.
Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был основан старцем Никитой - учеником и сподвижником Сергия Радонежского.

История
Первым храмом обители был храм во имя Ризы Влахернской Божией Матери, поэтому первоначально монастырь назывался Ризоположенским. Первым каменным зданием обители стал пятиглавый Богоявленский собор, построенный при Иване Грозном по благословению святого Макария, митрополита Московского, для которого образцом послужил Успенский собор московского Кремля.
Богоявленский собор основан в 1559 году в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центральной части города — Костромского кремля. Первоначально все здания обители были деревянными. В начале XVII века к нему была пристроена каменная колокольня, в которой находилось 12 колоколов. На колокольне были установлены «боевые русские часы с перечасьем и получасьем».
В течение всего XVII века шло в монастыре каменное строительство. Деньги на его возведение присылали бояре Салтыковы, мать Михаила Федоровича Романова, московские патриархи, горожане. В 1667 году Богоявленский собор расписывали Гурий Никитин и Сила Савин, но древние фрески собора не сохранились до нашего времени. После пожара середины XIX века монастырь был закрыт. А к концу XIX века монастырь был практически отстроен заново.
Одна из башен на западной стене ограды была обращена в колокольню, где повесили девять колоколов, уцелевших от пожара, под колокольней были устроены «святые ворота». В разные годы были возведены многочисленные корпуса, в том числе больничный. Выстроен он был не случайно, так как основной деятельностью, принесшей женскому монастырю славу всей России, стала организация народных лечебниц.
Именно здесь, в Костромском Богоявленско-Анастасиин кафедральном соборе находится сегодня Костромская чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — главная святыня Костромы и Костромского края. На оборотной стороне иконы изображена Параскева Пятница. Киот выполнен в XVIII веке, лицевая сторона образа закрыта ризой.
В конце 1608 года, когда Кострома оказалась захваченной польскими интервентами, обитатели монастыря решили пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. После осады и штурма монастырь был разграблен, а одиннадцать иноков приняли мученическую кончину. Мощи этих преподобномучеников, также как и основателя обители преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.
Единственный каменный храм, сооруженный в это время — храм во имя святого Николая над гробом генерала М. П. Салтыкова, построенный на средства его супруги Е. Н. Салтыковой. В 1814 году в монастырь была переведена духовная академия. В 1847 году сильный пожар в городе превратил обитель в руины. Разоренный монастырь был упразднен. Почти все жилые и хозяйственные постройки и часть стен были разобраны на кирпич.
Возрождение обители началось в 1863 году стараниями игуменьи Анастасьино-Крестовоздвиженской обители Марии. Богоявленский монастырь стал женским, и к его названию добавилось слово «Анастасьин». 16 августа 1982 года в соборе произошел пожар, уничтоживший древние фрески. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины.
О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно — для мощения улиц.
Были разобраны таким образом Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.
Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игуменья Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего, она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были прикреплены три новые пристройки — с западной, южной и северной сторон. Сам древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года.
Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм.
В 1873 году в Анастасьином Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить еще и сестер милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трех вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи. Сестры милосердия — воспитанницы монастыря — участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Был издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.
Игуменья Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестер Богоявленско-Анастасьина монастыря во главе с монахиней Варварой основали в 1891 году в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нем — бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменьей основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.
После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что — навсегда… Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года.
В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских. Тот последний пожар, казалось, подвел последнюю черту под трагической и великой судьбой монастыря. Надежды на его новое, тем более недалекое и скорое, воскрешение не было никакой.
Возрождение.
В 1991 году обитель стала возрождаться. Немало усилий пришлось приложить Архиепископу Костромскому и Галичскому Александру, чтобы монастырь вновь был возвращен епархии. Именно его великими заботами, его попечением возрождается ныне этот дивный монастырь. В монастыре начал действовать первый в России монастырский детский приют, носящий имя праведного Иоанна Кронштадтского, где в наши дни воспитывается около 30 детей.
Имеется при монастыре лечебница, а также богадельня для немощных и престарелых. Планируется строительство странноприимного дома. Монастырь помогает возрождению других обителей епархии. В монастыре в настоящее время два действующих храма: Богоявленский собор и Смоленская церковь (с древним, широко почитаемым образом Божией Матери Смоленской на стене). Смоленская церковь была возвращена монастырю в августе 1991 года.
Отеческими заботами Архиепископа Александра возрождается третий храм — в крипте Богоявленского собора, храм в честь основателя монастыря Преподобного Никиты, его учителя Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — архитектурный памятник российского значения — ныне восстанавливается.
|