Церковь Воскресения на Дебре.
Церковь Воскресения на Дебре — памятник зодчества первой половины XVII века. Двенадцать глав церкви, поднятых на разную высоту, производят впечатление гигантского цветка. От обилия декора, от росписи их «в кирпич» стены храма Воскресения кажутся ажурными. Воскресенскую церковь украшает икона с изображением поясного Спаса-Вседержителя, датируемая XV веком.

История.
В XVII веке среди городского населения Костромы все большее значение начало приобретать купечество. Костромские купцы, став благодаря обширной торговле богатейшими людьми в городе, старались ни в чем не отставать от родовых бояр и дворян. Они ставили на свои деньги новые церкви неподалеку от своих домов. Пример такого строительства ─ Церковь Воскресения на Дебре.
Она была построена в 1645-1651 годах на деньги купца Кирилла Исакова, торговавшего краской с Англией. Краска эта была настолько дорогая, что за ее бочонок платили золотом. Однажды, повествует легенда, разбирая бочонки с краской, полученные из Англии, в одном из них, вместо краски, купец обнаружил золото. Вот на эти деньги он будто бы и построил каменную церковь.
Церковь гармонирует с окружающим ландшафтом своей постановкой, живописно-цветовым решением и ритмом архитектурного построения. Выглядит она так, что кажется стоящей в густом лесу, непроходимой дебре.
Особенности церкви.
Достопримечательностью церкви является ее северно-восточный придел, так называемый Трехсвятительский придел. На стенах и сводах изображены сцены из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Предполагают, что эти фрески были написаны Гурием Никитиным и другими художниками, обычно работавшими в его артели.
Не менее интересным произведением искусства является и резной иконостас придела, тончайший орнамент которого искусно раскрашен и вызолочен. Самой древней иконой, украшающей Воскресенскую церковь, является икона и изображением поясного Спаса-Вседержителя, датируемая XV веком.
Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом.
Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.
Единый архитектурный ансамбль с Воскресенской церковью составляет Знаменская церковь. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма.
С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия Устюжского под колокольней. С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (ныне митрополит Харьковский и Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста.
В 1964 году сюда перенесли из Иоанно-Златоустовской церкви главную святыню Костромского края — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года. 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасьин собор, ставший кафедральным.
Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, которая скрыла первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте — изображение Софии Премудрости Божией и большая композиция на сюжеты Откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте — чтимый фресковый образ Спасителя того же времени. На южной паперти изображена картина сотворения мира и главные события из жизни первых людей, а на северной — Вселенские Соборы.
Справа от южного портала за иконостасом в киоте — чтимый фресковый образ Богоматери «Знамение». Восточную часть галереи занимает Екатерининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально придел располагался в дьяконнике главного алтаря за иконостасом. Здесь до сих пор находится древний образ святой великомученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI — начале XVII веков для раннего иконостаса деревянного храма.
Здесь также находятся старинные образа второй половины XVII века: Иоанна Предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов Петра и Павла с московскими святителями, две иконы Ветхозаветной Троицы; иконы XVIII-XIX веков — Феодоровской Божией Матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из истории Костромы, и святителя Николая с 40 клеймами жития.
Слева от царских врат перед солеей в киоте помещен чтимый список (середины XIX века) с Феодоровской чудотворной иконы Богоматери в изящном окладе, украшенном эмалями. Этот образ участвовал во многих крестных ходах. Слева в отдельно стоящем киоте — образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый «Николо-Бабаевским» — древний список с чудотворной иконы. У северного клироса обращает на себя внимание Толгская икона Богоматери (1862 года) в искусном окладе, украшенном бисером — мера и подобие чудотворного образа.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: преподобного Илии Муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванного так за то, что он питался лебедою; преподобного Дамиана целебника, «иже исцеляше больных молитвою и святым елеем»; святителя Нифонта, архиепископа Новгородского); преподобного Марка гробокопателя и преподобного Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего всю Псалтирь.
Настоящей сокровищницей древнерусского церковного искусства является Трехсвятительский придел с пятиярусным иконостасом XVII века и монументальными фресковыми росписями 1652 года, приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу-костромичу Гурию Никитину и работавшим в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены житию святителей и мученической кончине апостолов.
В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разрушенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром. Сейчас при Воскресенском соборе действуют воскресные школы для детей и взрослых; клирики храма оформляют несколько приходов, открытых при медицинских учреждениях Костромы.
|