Ипатьевский монастырь.
Старинный город Кострома расположен в пределах Северо-Восточной Руси, на важном волжском пути. Нередко он оказывался в центре происходивших в стране событий. Одна из основных достопримечательностей города — Ипатьевский монастырь. Именно здесь в 1613 году московские послы и застали избранного на царство Михаила, первого из рода Романовых.

История.
Кострома упоминается в летописи впервые в 1213 году. Запись была сделана в связи с разорением города одним из князей во время междоусобных раздоров, которые происходили тогда на северо-востоке Руси. Этот поволжский город, построенный в основном из дерева, не раз страдал от сильных пожаров. Так, не сохранилась до наших дней деревянная крепость, которая стояла когда-то в центре Костромы. Ее не удалось спасти во время произошедшего в конце XVIII века пожара.
Более ранняя часть этих укреплений, относящаяся к XV столетию, по мнению ученых, была возведена в 1416 году. Тогда после сильного пожара город был перенесен на новое место и князь Василий I вновь заложил Кострому. Четырнадцать башен насчитывали укрепления. При этом три из этих башен имели проездные ворота: Спасские находились в районе торга, Ильинские — были установлены со стороны Дебри, третьи выходили к Волге.
Каменные Успенский и Троицкий храмы, находящиеся за крепостными стенами, использовались населением для убежища в случае нападения неприятеля. Уже после преодоления Смуты в начале XVII века недалеко от старой крепости к северу от нее была возведена другая. После этого старую крепость города стали именовать Старым Городом, а новую — Новым Городом.
Здесь были возведены деревянные крепостные стены с двенадцатью башнями и тремя воротами, которые получили название Предтеченских, Благовещенских и Никольских. Но помимо крепостей, большое оборонительное значение имели Ипатьевский и Богоявленский монастыри. Эти иноческие обители в XVII веке имели важные в случае обороны каменные стены и башни. Особенно интересен Ипатьевский монастырь. Его каменная крепость была сооружена в XVI-XVII веках и в основном сохранилась до сегодняшних дней.
Легенда.
Предание гласит, что Ипатьевский монастырь был основан в начале XIV века родоначальником Сабуровых и Годуновых — татарским мурзой Четом. Он принял христианство и перешел на службу к московскому князю. Чет тяжело заболел, когда плыл по Волге. Ему пришлось сделать стоянку. Это произошло на том месте, где сегодня стоит монастырь. Во сне к нему явилась Богоматерь. Она обещала Чету исцеление, если тот заложит на этом месте монашескую пустынь в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия Гангрского. Прибыв в Москву, Чет принял христианскую веру.
При крещении ему было дано имя Захария. Московским князем ему было дано разрешение на закладку монастыря во имя святого Ипатия в том месте, где произошло чудесное исцеление. Представители боярского рода Годуновых во второй половине XVI века были приближены к царскому престолу. Они щедро жертвовали Ипатьевскому монастырю, так как он был связан с памятью их предков. Столь обильное финансирование позволило возвести новые здания, в частности, каменные крепостные стены, башни и жилые корпуса, а также хозяйственные помещения.
Ипатьевский монастырь к началу XVII столетия представлял собой хорошо укрепленную крепость. Но использование Ипатьевской крепости в военных целях сказывалось не всегда хорошо на состоянии монашеской обители. Так, в 1649 году Троицкий собор был разрушен из-за взрыва хранившегося в нем пороха. На прежнем основании пришлось возводить новый храм.
Эти работы проводились до 1652 года. Тогда в Ипатьевском монастыре был построен каменный пятикупольный Троицкий собор, который существует и до сих пор. В XVII веке продолжалось создание жилых каменных корпусов и хозяйственных помещений. В середине XIX века была сооружена, но позже снесена и заново перестроена, надвратная церковь во имя святых Хрисанфа и Дарий. Впоследствии были перестроены и некоторые другие монастырские здания, в частности звонницы и проездные ворота.
Когда же в столице решался вопрос об избрании на престол нового государя, Михаил Романов вместе с матерью жил в своем имении, селе Домнино, которое находилось в районе костромских лесов. После того сообщения, что Михаил избран на царство, и что он находится в селе Домнино, поляки, имевшие свои виды на царский престол, начали искать проводника, который бы указал дорогу в это имение Романовых. Этим проводником и оказался костромской крестьянин Иван Сусанин.
Он, пожертвовав жизнью, завел врагов в противоположную от нужного села сторону. К Романовым же он направил вестника, чтобы сообщить об опасности. В результате Романовы смогли укрыться в костромском Ипатьевском монастыре. Нареченный царь Михаил и его мать, старица Марфа, устроились в бывшем жилом монастырском корпусе, который был расположен у западной стены крепости. Здесь, в Ипатьевском монастыре, направленные из Москвы послы застали Михаила Романова и возвестили о его избрании на царство.
После этого уже Романовы, ставшие во главе Русского государства, оказывали особое внимание Ипатьевскому монастырю. Цари из этой династии часто посещали его, а в Троицком соборе соорудили, как было принято в московских кремлевских храмах, специальное место для царя. В подклете Троицкого собора располагаются усыпальницы Годуновых, в том числе и родителей царя Бориса.
Костромским мастерам во главе с Никитиным и Саавиным принадлежит создание таких шедевров русского изобразительного искусства того времени, как резной золоченый иконостас собора и роспись его стен. Помимо библейских сюжетов в росписи можно увидеть изображения исторических лиц, в частности Михаила Романова, которого именно здесь и «венчали на царство».
Также в интерьере собора присутствуют фрески 1685 года, многоярусный резной барочный иконостас (1756-1758 годы), железные двери северных, западных, южных порталов, обитые тонкой медью и расписанные золотом, конца XVI века, иконы XVII — XVIII веков, надпрестольная резная сень XVII века.
В ризнице собора, в экспозиции музея-заповедника, находятся иконы XVI — XVII вв., древнерусские рукописные книги с миниатюрами XVI — XVII вв., лицевое шитье XVI — XVII вв., произведения ювелирного искусства и металлопластики XV — XVII вв. Также в этой обители сохранилась очень ценная Ипатьевская летопись. Эта копия была сделана еще в древности с более раннего списка южнорусского летописного свода.
В наши дни.
В 1958 году комплекс зданий и сооружений монастыря был отнесен к числу республиканских историко-архитектурных музеев-заповедников. Сегодня в помещениях Ипатьевского монастыря размещаются экспозиции Костромского музея. Можно также увидеть диорамы времен года в отделе природы, а также обширную коллекцию бабочек и жуков.
|