Большой театр.
Немало потрясений пережил за свою долгую жизнь Большой Театр. Не раз он горел, затем восстанавливался, перестраивался, также и его труппа разъединялась и вновь сливалась. Даже дней рождения у Большого театра целых два. Но при этом его столетний и двухсотлетний юбилеи разделят не век, а всего лишь 51 год.

О театре.
Крупнейший театр оперы и балета России находится в Москве. Это Большой театр. Он был основан в 1776 князем П. Урусовым. Его здание в современном виде существует с 1825 года. В 1853 году произошел в здании пожар, и открыто оно было после ремонтных работ в 1856 году. Зрительный зал был рассчитан на 2155 мест. Большой театр с 1806 года находился в ведении Дирекции Московских императорских театров.
В этом театре были поставлены первые русские оперы Соколовского, Пашкевича. Также прошли здесь и мировые премьеры опер Чайковского «Воевода» (1869), «Мазепа» (1884), «Черевички» (1887); опер Рахманинова «Алеко» (1893), «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1906), Прокофьева «Игрок» (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.
Среди солистов театра можно назвать таких выдающихся русских певцов, как Сандунова, Жемчугова, Семенова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и многие другие.
История.
Московский губернский прокурор князь П. Урусов получил от Екатерины II в 1776 году десятилетнюю привилегию на содержание в Москве русского театра. Согласно условиям этой привилегии, князь должен был за пять лет возвести каменный театр «с таким внешним убранством, чтобы он городу мог служить украшением».
П. Урусов пригласил в компаньоны англичанина Михаила Медокса, который был не только страстным любителем театра, но и к тому же предприимчивым человеком. Они совместно приобрели земли на правом берегу Неглинки, на Петровской улице. Там и было задумано строительство нового театрального здания.
Во время представления пьесы А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», которая шла вечером 26 февраля 1780 года, по вине технических работников, Знаменский театр загорелся. За несколько часов огонь полностью уничтожил здание. Для князя Урусова это означало полное разорение. В результате ему пришлось отказаться от полученной привилегии и уступить ее Медоксу.
Вновь театр принял первых зрителей 30 декабря 1780 года. Его каменное трехэтажное с тесовой крышей здание было возведено всего за пять месяцев. А по условиям «привилегии» строительство планировалось стать пятилетним. Строительством театра руководил архитектор Христиан Иванович Розберг, который занимался проектированием и строительством зданий в московской полицейской конторе.
Новый театр находился на Большой Петровской улице. Это дало ему название Петровского. Зрительный зал театра имел круглую форму, его украшали зеркала, он мог использоваться не только для спектаклей, но и для популярных в то время маскарадов. Новый театр очень понравился московскому губернатору В. М. Долгорукому-Крымскому. В связи с этим срок привилегии Медоксу продлили до 1796 года.
Петровский театр стоял 25 лет. Но его судьба оказалась схожей с судьбой Знаменского. Перед началом оперы Ф. Кауэра «Днепровская русалка» 8 октября 1805 года здание Петровского театра сгорело. «Выжила» после столь сильного пожара лишь часть каменных стен. Но спектакли прекращать не стали. В течение двух лет представления шли на сценах частных московских домов. Правительство понимало необходимость постоянного театрального здания. Его решено было возводить на Арбатской площади.
Новый Арбатский театр, открытый 13 апреля 1808 года, создал архитектор Карл Росси. Этот театр был из дерева. По свидетельству современников, он был очень красив, окружен колоннами, пространство между которыми, в виде длинных галерей, было излюбленным среди жителей города местом прогулок. Зрительный зал имел партер, бенуар, три яруса лож, раек. Всего он вмещал до 3 тысяч зрителей. В 1812 году произошло нашествие Наполеона. Тогда театр стал одной из первых жертв московского пожара. И снова труппа лишилась своего помещения.
Через шесть лет после пожара 1812 года был утвержден план, предполагавший восстановление Москвы. Согласно этому плану, планировалось увеличить размеры вновь отстроенного здания Петровского театра, а перед ним разбить обширную площадь. Архитектор Осип Бове через два года составил проекты театра. В это же время в Санкт-Петербургской академии художеств был объявлен конкурс. Победил в нем ректор академии А. Михайлов.
О. Бове заметно переработал проект А. Михайлова, учитывая также и финансовые возможности. В результате переработки, была уменьшена высота здания, соответственно изменились и его пропорции, неприличным для театра показалось размещение в нижнем этаже торговых помещений. Три года длилось начатое в 1821 году строительство театра. 6 (18) января 1825 года Большой Петровский театр был торжественно открыт.
Но спокойно театру удалось простоять лишь десять лет. Морозным утром 11 марта 1853 года в его здании начался грандиозный пожар, причины которого остались неизвестны. Пламенем мгновенно было охвачено все здание. Температура была настолько высока, что расплавились чугунные кронштейны, поддерживающие ложи. Даже на всей же Театральной площади растаял снег. Двое суток полыхало пламя, и еще около недели тлели останки здания.
Вскоре на этом же месте решили возводить новое театральное здание. Победителем конкурса на проект восстановления театра стал Альберт Кавос. 14 мая 1855 года его проект был утвержден, и уже в том же месяце началось строительство. Всего через 16 месяцев появилось новое здание. От прежнего при этом остались лишь наружные стены и колонны переднего фасада. Столь спешное строительство объяснялось желанием открыть театр ко времени торжеств по случаю коронования Александра II.
В 1893 году были замечены значительные трещины в наружных и внутренних стенах здания Большого театра. Когда фундаменты были обследованы, то оказалось, что возвели их на деревянных сваях. Эти сваи после понижения уровня грунтовых вод сгнили в своих верхних частях и вызвали значительную осадку здания, которая к тому же сопровождалась появлением трещин. Уровень грунтовых вод понизился по причине заключения реки Неглинки в трубу и из-за проведения работ по устройству дренажей, водопроводных и канализационных линий.
Стена зрительного зала, сооруженная в 1855 году, во время подводки фундаментов в 1898 году была оставлена без внимания, так как относилась к более поздней постройке. Ее небрежно сложенный фундамент опирался на слабый песчаный грунт, который оказался не способным выдерживать громадное давление от веса самой стены, лож, потолка и сводов. За двадцать лет стена дала новую осадку, в результате которой полы коридоров стали наклонными, перегородки между ложами перекосились, стена дала трещины, а своды коридоров и поперечные стены потрескались настолько, что стали выпадать отдельные кирпичи.
Зрительный зал грозил полным разрушением. Во время Великой Отечественной войны, 28 октября 1941 года, фашистским бомбардировщиком была сброшена на Большой театр 500-килограммовая бомба. Она пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле, театру были причинены сильные разрушения. Но, несмотря на то, что война продолжала идти, внутри холодного, неотапливаемого помещения сразу же начались ремонтно-восстановительные работы.
Людьми самых разных профессий в тяжелейших военных условиях было совершено настоящее чудо. Летом 1943 года часть труппы, в начале войны эвакуированная в Куйбышев, возвратилась в Москву, а уже 26 сентября Большой театр «Иваном Сусаниным» Глинки возобновил спектакли на основной сцене.
О репертуаре и труппе.
Артисты университетского театра, Воспитательного дома и театра, принадлежавшего ранее полковнику Титову, а также и крепостные артисты составляли костяк труппы. Так как разделения труда тогда еще не существовало, то все они и играли в драматических представлениях, и пели в операх. Главной заслугой Знаменского театра является то, что там получила начало русская опера. В нем было поставлено «Перерождение», которое целиком строилось на мелодиях народных песен.
За период с 1782-го по 1805 год в театре были поставлены 108 опер, 121 балет, 148 комедий и 75 драм, мелодрам и трагедий. Каждый вечер на суд зрителя представлялись два представления ─ большое и маленькое. Почти каждая из них давалась лишь по нескольку, а то и по одному разу в сезон, иначе театр не собирал достаточного количества зрителей.
Обычно сезон начинался в сентябре и длился до конца мая. Но спектакли шли только два раза в неделю. Только в середине зимы, когда большинство владельцев окрестных поместий съезжались в Москву, представления давались чаще. В это же время наступала и пора маскарадов. Годовой абонемент предусматривал 75 посещений. Но бывало, что театр играл и сверх этого.
В августе 1856 года восстановленный после пожара театр открылся оперой Беллини «Пуритане». Этот театр мы видим сегодня. Новый театр вскоре после открытия был сдан в аренду очень сильной итальянской труппе, которая постоянно пополнялась первоклассными певцами. В результате русская опера отошла на второй план, так как совсем не давала сборов. Но в 70-е годы девятнадцатого века наступает перелом. Тогда на сцену Большого пришли знаменитые оперы Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова.
Накануне ХХ века.
Накануне рубежа веков Большой театр жил бурной жизнью. Русское искусство в это время приближалось к одному из пиков своего расцвета. Недалеко от Театральной площади Москвы открылся Московский Художественно-общедоступный театр. Все стремились попасть на спектакли Русской частной оперы Мамонтова и симфонические собрания Русского музыкального общества. Не желал отставать и терять зрителя и Большой театр. Он спешил наверстать упущенное в предыдущие десятилетия.
Этому стремлению театра способствовали два опытных музыканта, которые пришли в это время в театр: Ипполит Альтани возглавил оркестр, Ульрих Авранек ─ хор. В каждом из этих коллективов было около 120 музыкантов. Их профессионализм неизменно вызывал восхищение.
В оперной труппе Большого театра были задействованы выдающиеся мастера. Здесь продолжали свою карьеру Павел Хохлов, Елизавета Лавровская, Богомир Корсов, приехала из Петербурга Мария Дейша-Сионицкая, стал ведущим тенором выходец из костромских крестьян Лаврентий Донской, начинала здесь свой путь Маргарита Эйхенвальд. В репертуар была фактически включена вся мировая классика: оперы Дж. Верди, В. Беллини, Г. Доницетти, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Л. Делиба, Р. Вагнера.
Регулярно на сцене Большого театра появлялись новые произведения П. Чайковского. Появлялись здесь и произведения композиторов Новой русской школы. Так, в 1888 году состоялась премьера «Бориса Годунова» М. Мусоргского, в 1892-м ─ «Снегурочки», в 1898м ─ «Ночи перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.
Попавший на московскую Императорскую сцену «Князь Игорь» А. Бородина оживил интерес к Большому театру и в большой степени способствовал тому, что к концу века в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В 1899 году в труппу вошел Федор Шаляпин. Также к концу XIX века в великолепной профессиональной форме подошел и балет Большого театра.
Летоисчисление же свое Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, а в 1976-м ─ 200-летие. Убранство зрительного зала к 200-летнему юбилею театра, торжественно отмечавшемуся в 1976 году, было значительно обновлено. Также был проведен значительный ремонт закулисных помещений. Сегодня можно сказать, что театр работает в здании, сооруженном практически в 1856 году.
|