Архитектурно этнографический музей Хохловка.
На берегу Камского водохранилища расположен Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Он представляет собой необычный деревянный городок. Посетители на площади в 42 гектара могут увидеть здесь 19 памятников деревянной архитектуры Пермской области конца XVII — начала XX вв. Находится музей в 45 км от Перми, возле села Хохловка, на высоком мысу, который с трех сторон омывается водами Камского водохранилища.

История.
Еще в 1966 году известный пермский архитектор А. С. Терехин предложил создать архитектурный музей под открытым небом. В апреле 1969 года было решено создать музей деревянного зодчества около села Хохловка. Создавало его Пермские специализированные научно-реставрационные мастерские. Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» был официально открыт 17 сентября 1980 года.
Комплекс солеварения.
У самой Камы расположился уникальный архитектурный ансамбль промышленных сооружений, которые имеют связь с древним промыслом края — солеварением. Солеварению в Прикамье больше пяти веков. Еще в начале XV века начался первый промысел. Солеварение происходило в основном в Соликамске, Пыскоре, Дедюхине, Ленве, Усолье.
Постройки соляного комплекса, которые находятся в музее, были привезены из Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода. Этот завод основал промышленник А. В. Рязанцев в 1882 году. «Рязанцевские солеварни» закрылись не так давно. Они работали до зимы 1972 года.
Здесь можно увидеть весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для того, чтобы выкачать рассол из-под земли, сооружали скважину. Бурение скважины шло от 3 до 5 лет. Трубу-матицу из соснового бревна диаметром 62 сантиметра помещали в землю. И по этой трубе бадьями поднимали рассол. В XVII в. появились насосы.
В музее можно увидеть следующие памятники архитектуры:
Церковь Преображения.
Церковь Преображения, построенная в 1707 году, была привезена из села. Янидор, что в Чердынском районе, в 1985 году. Церковь стоит на высоком подклете, то есть на хозяйственном этаже. Рассказывают, что еще в прошлом веке в нем хранили пушнину. Все три части церкви Преображения вытянуты в одну линию. Высота храма составляет 2,3 м. Очень необычное завершение имеет центральная часть церкви: на клинчатой кровле находится крещатая бочка с главой.
Эта конструкция, отличающаяся большой сложностью создания, в русской деревянной архитектуре сохранилась только здесь. К церкви с востока прирублен алтарь, с запада — трапезная. Бревна стен настолько плотно пригонялись друг к другу, что не требовалось утеплять их дополнительно ни мхом, ни чем-либо еще.
Постепенным выпуском бревен зодчие храма расширили верхнюю его часть. В результате получились повалы, зрительно поддерживавшие кровлю. Благодаря им создается впечатление устойчивости и равновесия сооружения. Лемех, деревянная чешуя из свежесрубленной осины, покрывает легкие части постройки — главы, бочки. Постепенно под воздействием солнца и ветра у лемеха появлялся серебристый оттенок.
Прекрасно оформленный портал внутри церкви ведет из галереи в трапезную, потолки сооружены из толстых плах, имеются добротные пристенные скамьи, резные косяки и алтарные преграды. Все здание церкви держится при помощи пазов и врубок. На гвоздях держатся только лемешинки.
Церковь Богородицкая.
Церковь Богородицкая, построенная в 1694 году,. п. Привезена она была из села. Тохтарево Суксунского района в 1980 -1981 годах. Эта церковь входила в комплекс из двух церквей и колокольни между ними. Эта двухэтажная церковь относится по типу постройки к древнейшим клетским храмам. Она включает в себя алтарь, трапезную и паперть. Бочка, с размещенной на ней главкой, перекрывает пятистенный алтарь. Лемех покрывает главы (центральную и алтарную) и бочку.
Трехметровый подклет здания служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. Иконостас до наших дней не сохранился. Внутри церковь выглядит очень скромно: лавки, небольшой помост — солея для службы.
Сторожевая башня. XVII в.
Эта сторожевая башня (XVII в.) была первым памятником, привезенным в «Хохловку». Привезли ее из села. Торговище Суксунcкого района. Церковь входила в состав Торговищенского острожка, что находился на водном пути — реке Сылве, вблизи Сибирской дороги. Вокруг острожка был ров и частокол с восемью сторожевыми башнями. В 1899 году случился пожар, и башня сгорела. Восстановили ее в 1905 году крестьяне собственными силами.
В основании башни — четверик, рубленный из кондового леса. Восьмерик на четырехскатной крыше венчает шатер. Шатер и четверик первоначально покрывал «красный» тес из хвойных пород дерева. Дозорную вышку, находившуюся наверху, покрывал небольшой шатер. Резной деревянный двуглавый орел венчал эту сторожевую башню.
Колокольня.
В 1972 — 1974 годах эта колокольня 1781 года постройки была перевезена из деревни Сыра Суксунского района и восстановлена на территории музея. На сегодняшний день эта деревянная шатровая колокольня — единственная сохранившаяся на территории Пермской области. Она вырублена восьмериком сразу от земли. Звонница с девятью столбами находится над восьмериком. На ней в свою очередь расположился с резными полицами высокий шатер. Завершают эту конструкцию барабан и луковичная главка, крытая лемехом.
Изба Кудымова. XVIII в.
Коми-пермяцкая изба «керку» Павла Ивановича Кудымова перевезена в 1974-1975 годах из деревни Яшкино Юсьвенского района. Оконца избы высоко подняты над землей, имеется вместительный подклет. Сооружение крыши такого дома требовало особого умения, так как собирали ее без единого гвоздя. Тесины крыши вверху забирались под массивное бревно — «охлупень». На этом бревне и держалась вся конструкция. От протекания предохраняла крышу берестяная прокладка, находившаяся под стыками тесин.
В избе почти нет декоративного убранства. Нет в ней и перегородок. Предполагается, что изначально изба была курной, то есть топилась «по черному». Из-за этого она имеет очень высокий потолок — 3,3 м. Поставленная позже белая глинобитная печь занимает почти четвертую часть пространства избы. В состав этой усадьбы помимо избы, входят также амбар, ледник, баня, изгородь, ворота.
Пожарное Депо.
Эта постройка появилась в 30-е годы XX века на окраине деревни Скобелевка. На территории музея она появилась в 1976-77 годы. В плане это прямоугольное здание с выступом с юго-запада и примыкающими к нему служебными помещениями. Столбы дозорной вышки — смотрильни опираются на балки, уложенные в стены. В этой вышке под низким шатром висит небольшой колокол. Здесь также можно увидеть телеги и сани с ручными насосами от фирмы «Сонин Пермь», а также двуколки с установленными на них бочками для воды.
Михайловский соляной Ларь.
Появился он в 1880-е годы в городе Соликамск. Ларь представляет собой памятник истории солеваренного производства в Прикамье конца XIX в. Выполнял он функции бассеина для хранения рассола и его распределения по варницам. Михаиловский соляной ларь весит более 100 т. Это изба на подклете с тесовой двускатной кровлей. Глухой деревянный чан, наполняющийся раствором, — так выглядит основной «этаж». Чан сооружен из плотно подогнанных брусьев. Также, чтобы стены не выгибались наружу, он стянут специальной конструкцией.
Ветряная мельница. XIX в.
Мельница (XIX в.), привезенная в 1977 году из деревни Шихари Очерского района, является последней в Пермской области ветряной мельницей. Построена она была зажиточным крестьянином К. Рахмановым. Позже она принадлежала его детям и внукам. В годы же коллективизации мельница была отдана колхозу «Красный боец». «Шатровкой» мельница была названа благодаря тому, что в конструкции основания лежит восьмигранный сруб. Он напоминает шатровое завершение северных культовых построек.
Конструкция крыши мельницы — особая. Из-за того, что ветер часто менял свое направление, сельские мастера придумали оголовье, которое можно было повернуть вокруг своей оси вместе с крыльями в нужную сторону по отношению к ветру. Вращали крышу с помощью специального рычага.
Рассолоподъемная башня. XIX в.
Перевезли эту башню ( XIX в.) на Усть-Боровской сользавод с Островского завода из г. Соликамска. Постройка представляет в плане квадратный сруб 9×9 м, высота которого составляет 12 м. Четырехскатная кровля башни незамкнута в коньковой части. Отверстие в центре кровли оставляли для выхода штанги насоса и «глаголя». До наших дней не дошел насосный механизм, в интерьере оставлены рассольная труба и желоб для подачи рассола.
Никольская солеварня.
Главным производственным зданием промыслов является солеварня. Та, что была построена в 1880-е годы в городе. Соликамск, представляет собой квадратный в плане сруб, перекрытый четырехскатной крышей, посередине которой находится деревянная вытяжная труба. В жаровне, установленной над печью, выпаривали соляной рассол. Здесь же располагались деревянные полати для сушки соли.
Охотничье становище. 1996 г.
Это сооружение имеет одну особенность: оно было специально спроектировано для того, чтобы оказаться в музее. Одним из основных промыслов жителей северных районов была охота. Исторически сложилось несколько типов охотничьих построек, которые предназначались для хранения провианта (кладовые — «чамья») и для проживания и ночлега (охотничьи избушки — «пывзен»).
Установлен лабаз на спиленном стволе ели (диаметр — около 40 см). Чтобы защититься от грызунов, ствол был подрублен. В задней части сруба устроен лаз. Его закрывают изнутри две доски. Колотый тес в два слоя, переложенный берестой, покрывает кровлю. Внутри избы находится печь-каменка, которая сложена из валунов в деревянной клетке. На стенах расположены крюки и тычки из дерева, вешало из жерди для развешивания шкур, одежды и охотничьего инвентаря.
|