Авраамиев Богоявленский монастырь.
Авраамиев Богоявленский монастырь является самым древним монастырем Северо-Восточной Руси. В конце XI века его основал святой Авраамий на месте языческого капища. Именно ему суждено было стать первым оплотом христианства в Залесье. В настоящее время в Ростове этот монастырь считают вторым по значимости.

Месторасположение.
Авраамиев Богоявленский монастырь находится в районе Петровская Слобода, что на противоположном от Спасо-Яковлевcкого конце города. Парадный вход — с улицы Желябовской.
История.
Одна из легенд повествует о том, как в конце XI века преподобный Авраамий Ростовский поселился на берегу Ростовского озера. Рядом с ним находился идол «скотьего» бога Велеса, которому горожане приносили жертвы. Наблюдая исполнение этого обряда, преподобный просил Бога ниспослать ему силу и благодать Святого Духа для разорения языческого капища. Однако живущий в идоле бес не давал монаху приблизиться к себе. Авраамий понял, что силой искоренить это беззаконие невозможно.
При помощи молитв Авраамия и чудотворной трости (по другим источникам — жезла) Иоанна Богослова идола удалось разрушить. На берегу реки Ишни трудолюбивому монаху Авраамию явился апостол Иоанн Богослов, который благословил инока и дал ему камышовую трость (жезл). Ею (им) и был повергнут идол «и бысть яко прах окаянный». Идол пал, а на его месте была построен храм Божий, который ростовский епископ назвал и освятил в честь Богоявления Господня.
Так и был основан ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. В житие преподобного Авраамия читаем: «Спустя немного времени всех богоразумием своим он привел ко Христу, и крестились в храме том от мала и до велика, и начали ходить на Божию службу мужи, и жены, и подростки». Из числа новообращенных собралась монашеская обитель, которая существовала вплоть до 1915 года, а сам Авраамий Ростовский стал наставником не одного поколения иноков и скончался, будучи уже очень пожилым. Святые мощи его были обретены на рубеже XII-XIII веков, а в XV веке преподобный Авраамий Ростовский стал общерусским святым.
Есть и другая легенда о судьбе трости, полученной Авраамием от Иоанна Богослова. Монастырские записи говорят, что, отправляясь походом на татар, Иван Грозный взял с собой эту трость, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, и одолел Казань. За эту чудодейственную помощь и был отстроен Богоявленский собор. Архимандрит Иоаким «церковь каменну с четырьма пределами поставил повелением царя Иоанна Васильевича, его царскою казною».
По древней описи монастыря постройка собора датируется 1555 годом. А через несколько лет на Красной площади Москвы появился многопредельный Покровский храм, так же воздвигнутый в честь взятия Казани. Как и московский храм, монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма выполнен в форме куба, а завершается он традиционным на Руси пятиглавием.
Придел преподобного Авраамия Ростовского украшен стройным шатром, что очень характерно для XVI века. Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи венчают кокошники московского зодчества. В XIX веке ростовские каменщики, подражавшие старым мастерам, пристроили звонничную башню над приделом Иоанна Богослова. В конце XVI века в обители стал жить преподобный Пимен Затворник, который сейчас почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
Его называли старцем, причем это слово в те времена употреблялось только по отношению к особо почтенным монахам, много лет проведшим в монастыре. Его подвигом стал затвор и ношение вериг. По монастырскому преданию, однажды преподобный Пимен исцелил купца Никиту Хлебникова от головной болезни своими молитвами, вот и выстроил купец над могилой старца каменную палатку-часовню. Она находилась у алтаря Богоявленского собора, и с нею был связан такой обряд.
Особенно усердные богомольцы возлагали на себя принадлежавшие Пимену Затворнику железный камзол весом 1 пуд 19 фунтов и две кувшинообразные гири и троекратно обходили с ними часовню, которая была разрушена в 1929 году. Еще одна постройка монастыря XVII века связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, ставшего впоследствии Ростовским митрополитом. Будущий строитель ростовского кремля возвел здесь церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Она представляла собой обычный русский храм-трапезную с покрытием на два ската и главкой посередине. Одно время Введенский храм был соединен с Богоявленским крытой галереей, однако впоследствии ее разобрали. Через несколько лет бояре Мещериновы построили надвратный храм монастыря в честь святителя и чудотворца Николая. В нем и сейчас проходят богослужения.
Обитель эту посещали великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадский и будущий Патриарх Всероссийский святитель Тихон. А весной 1901 года на монастырском кладбище похоронили известного тогда священника — протоиерея Аристарха Израилева.
В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева монастыря в Яковлевский, а на их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами преподобной Евфросинии, основательницы этой обители. Наступали трудные времена. Как и вся Русская Церковь, Авраамиевская обитель пережила три удара, каждый из которых вполне мог бы прекратить ее существование.
В 1918 году, после проведения национализации церковного имущества, экономическое положение обители было сильно подорвано. В 1922 году были изъяты почти все церковные ценности. Вскоре начали грабить монастырские могилы и сами храмы. Положение все ухудшалось, нужно было срочно чинить собор, а во многих кельях монастыря жили рабочие.
В 1929 году, когда по распоряжению советских властей богослужения в монастырских храмах прекратились, святые мощи преподобного Авраамия были переданы в музей. Многие из священнослужителей были арестованы, и часть монастырской общины была вынуждена перейти к общине ростовского Успенского собора.
Введенская и Никольская церкви в значительной степени подвергались различным переделкам. В 1930 году из собора сделали зернохранилище. В Введенском храме сначала располагался детский сад, потом санаторий, а впоследствии даже и медвытрезвитель. В Никольском храме размещалась воинская часть. Время от времени храмы реставрировались, и все же к нашему времени большинство построек обители представляли собой руины.
И только в 1990-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и приписан к Патриархии. Утратив ряд сооружений, он потерял прежний облик монастыря-крепости. Начиная с 1992 года, здесь все начало меняться. В это время в бывшем монастыре учредили Патриаршее Подворье, через два года освятили Свято-Никольский надвратный храм. В Богоявленском соборе, как и по всему комплексу монастыря, начались сложные противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы.
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Сейчас здесь живут десять сестер под руководством игуменьи.
Сегодняшнее состояние монастыря.
В настоящее время главной достопримечательностью Авраамиевого монастыря является Богоявленский собор, который стоит в центре монастырского двора. То, что он был призван играть роль главного храма, и предопределило его конструкцию. Здание это массивное, квадратное в плане, четырехстолпное, с тремя апсидами и мощным пятиглавием.
Собор, колокольня и два отдельных предела поставлены фундамент-подклет. Все они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и кажутся единой группой, пусть и лишенной симметрии, но очень живописной и оригинальной. В самом подклете находится могила схимника Сысоя, отца знаменитого ростовского митрополита Ионы III.
Сейчас в запасниках Ростовского музея находятся некоторые святыни и утварь Авраамиева монастыря. Среди них — две вышитые пелены с мощей преподобного Авраамия XVI века и XVII века, а также плащаница XVI века — вклад царя Бориса Годунова. Кроме того, в музее хранится и медный крест с апостольского жезла Иоанна Богослова, который специалисты считают всего лишь отливкой с подлинника, выполненной еще в XIV веке.
Сегодня можно также увидеть деревянный храм, воздвигнутый на месте явления апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию. Он также находится в ведении Ростовского музея, и церковные службы там проводятся только дважды в год — в дни празднования Иоанна Богослова.
Как добраться.
От Москвы по Ярославскому направлению поездом или пригородными электропоездами ехать до станции Ростов Ярославский. Затем идти пешком. Электропоездом ехать до станции Александров. Затем нужно пересесть на электропоезд, идущий до Ростова. Монастырь расположен в северной части города, на стыке Пролетарской и Ростовской улиц, на берегу озера Неро.
|