Бориса и Глеба церковь.
Долгое время считалось, что ростовский храм Бориса и Глеба, якобы ушедший под землю незадолго до монголо-татарского вторжения на Русь, был просто красивой легендой. Однако в летописях сохранились описания белокаменной церкви как придворного храма князя Константина Всеволодовича, выстроенного в 1214-1218 годах на берегу озера Неро, где некогда находился княжий двор.

Месторасположение.
Церковь эта стоит в нескольких метрах от юго-восточной части Ростовского кремля. Узнать ее можно по отсутствию глав и барабанов.
История.
Первая серьезная попытка найти остатки домонгольской Борисоглебской церкви была предпринята в 50-е годы прошлого века. Известный советский археолог Николай Воронин приехал в Ростов с экспедицией столичных ученых. Копать решили прямо у стен нынешней церкви Бориса и Глеба, стоящей на берегу озера и возведенной во времена Екатерины II. Найти москвичам так ничего и не удалось, однако эти раскопки дали ценный материал для изучения истории Ростова.
Оказалось, что храм построен на месте «общего крещатика», где когда-то крестили жителей Ростова. Сперва на этом месте была срублена церковь в честь Кирика и Иулиты, но после того, как она обветшала, вместо нее воздвигли церковь Бориса и Глеба.
В конце ХХ века в Ростов Великий приехала новая археологическая экспедиция из Санкт-Петербурга. Копать начали прямо под храм — разобрали бетонный пол и стали делать раскоп по периметру всей церкви. Через несколько недель после начала работ археологи обнаружили кладку. Причем, как оказалось, это был не старый фундамент, а стены другого храма, построенного еще в XIII веке.
Работа археологов была очень кропотливой: фундамент храма необходимо было укреплять бетоном, чтобы не обрушились стены. Это могло произойти из-за того, что карьер постоянно затапливало водой — сказывалась близость озера Неро. Таким образом, стены удалось освободить лишь на полтора метра, дальнейшие же работы требовали серьезных инженерных укреплений.
Чтобы до конца раскопать подземный храм, чей фундамент, по мнению ученых, находился на пятиметровой глубине, необходимо было «подвесить» верхнюю церковь, иначе ее стены просто бы упали. Но даже из того, что удалось откопать, археологам было понятно, что они столкнулись с совершенно уникальным явлением: церковь, спрятанная под землей семь веков назад, практически не разрушилась.
Кстати, питерским археологам удалось разработать проект по полному освобождению храма из подземного плена, который и был представлен на археологической конференции в Ростове. Была выдвинута идея о создании в стенах древнего храма подземного музея, в который посетители спускались бы прямо из верхней церкви Бориса и Глеба. Однако проблемой реализации задуманного является финансовый вопрос.
Также ученым удалось выяснить, что храм Бориса и Глеба был построен не до татаро-монгольского нашествия, а в самый разгар ига — в 1288 году. Одной из причин волшебного исчезновения храма считают топкую болотистую почву на берегах озера Неро. Не выдержав многотонного строения, почва постепенно проседала, увлекая за собой и церковь.
Другая же, более прозаичная причина, сводится к тому, что в конце XV века ростовские князья продали свои владения столичным, которые начали перестраивать город по-своему. Прежде всего, они решили насыпать вокруг Ростова земляной вал, линия которого прошла как раз через Борисоглебский храм. В итоге его просто засыпали землей, а чтобы не осквернить своим деянием святое место, на вершине вала возвели другую, точно такую церковь. Так и простояла она под землей целых семьсот лет, совершенно не пострадав от времени.
По преданию, обитель эта была основана преподобными Феодором и Павлом. Сведений о происхождении преподобного Феодора не сохранилось, известно лишь, что пришел он из земли Великого Новгорода и поселился в пустынном месте, вблизи которого проходила дорога из Каргополя, Белоозера и других городов к Москве и к Ростову. Около этой дороги Феодор повесил сплетенную из лыка корзину, и проезжающие клали в нее хлеб, овощи и прочую милостыню.
Сам преподобный этим подаянием делился со всеми. Через три года к нему присоединился монах по имени Павел. В 1366 году в Ростов Великий на поклонение «Пречистой и Ростовским чудотворцам» приходил Сергий Радонежский. Узнав об этом, Феодор и Павел отправились в Ростов просить князя и епископа разрешить им построить на этом месте церковь и монастырь, а преподобного Сергия — благословить их на это строительство.
Сергий Радонежский сам отправился с ними в то самое пустынное место, и там, где сейчас стоит церковь Бориса и Глеба, сказал: «Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут. Здесь будет построен большой монастырь, это место велми возградится и в последующие времена будет превозносимо под большими лаврами».
Так преподобными Феодором, Павлом и Сергием Радонежским было заложено основание монастыря святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Стали стекаться сюда братия и мирские люди, дабы помочь строительству. Со временем число братии умножилось, и преподобный Феодор стал игуменом обители. В те времена знатные люди перед кончиной стали завещать монастырю на помин души вотчины, поля, деревни и покосы.
Тогда же преподобный задумал найти место, где можно было бы удить рыбу. Он поручил все заботы о монастыре Павлу, а сам ушел в Вологодские земли. Там он выбрал пригодное для этого занятия место, и князь Андрей Димитриевич дал ему свои жалованные грамоты на починки, пожни и рыбные ловли. Здесь преподобный Феодор устроил другой монастырь, а в свою обитель — Борисоглебский монастырь — возвратился только в глубокой старости.
В 1522-1526 годах стараниями игумена Феофила в обители были выстроены собор великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, трапезная с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Как рассказывает «Повесть о Борисоглебском монастыре», трудился над этими постройками «ростовец мастер церковный каменноздатель Григорий Борисов».
Прославил эту обитель преподобный Иринарх Затворник. Его ученик, инок Александр, написал житие святого. Однажды, заснув в затворе, преподобный Иринарх увидел Москву в огне и во власти поляков. И был ему глас свыше: «Иди и скажи об этом царю». По благословению настоятеля Борисоглебского монастыря преподобный явился к царю Василию Шуйскому. Его приняли с честью, внимательно выслушали и отвезли назад в царском возке. Пророчество вскоре сбылось.
В 1609 году к Иринарху Затворнику пришел пан Микульский и спросил, кого он признает царем. Старец отвечал, что он живет на Руси, а посему знает одного Русского царя, другие же ему не известны. На все угрозы поляков он лишь спокойно отвечал: «Вере своей не изменю, царя Русского не отвергну. Меча вашего тленного не боюсь, а у моего живого Бога есть такой меч, который вас всех погубит».
После этого Сапега настрого запретил тревожить обитель. Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти в поход для освобождение Москвы, опасался атамана Заруцкого, из-за которого был убит Прокопий Ляпунов. Преподобный Иринарх послал князю просфору и свое напутствие: «Ступай в Москву, не боясь Заруцкого. Там узрите славу Божию». Князь пришел к святому подвижнику, и тот дал ему свой крест на благословение.
В 1679-1692 годах монастырь Бориса и Глеба обнесли монументальной каменной стеной. Выглядел он как настоящая крепость со стенами и башнями, которые мы можем сегодня видеть в первоначальном виде. Над южными воротами возвышается церковь Преподобного Сергия Радонежского. Северные, или «водяные», ворота венчает церковь Сретения Господня.
С 1749 году в обители жил продолжатель подвига преподобного Иринарха, Христа ради юродивый чтец Алексей Стефанович. Он был сослан сюда из ростовского женского монастыря Рождества Богородицы за «шалости и непотребства, чинимые им в малоумстве». В великом терпении, в одной и той же одежде, босой, он провел здесь целых 32 года, позволяя муравьям терзать свое тело для смирения. Блаженный Алексей Стефанович приобрел дар прозорливости, а после своей кончины в 1781 году был погребен за алтарем собора святых Бориса и Глеба. В 1930-е годы обитель была закрыта, и богослужение возобновилось здесь только в 1989 году, а через семь лет возродилась и ее монашеская жизнь.
Сегодня.
В стоящем посреди монастыря древнем одноглавом соборе святых страстотерпцев Бориса и Глеба находится гробница преподобных Феодора и Павла. Гробница преподобного Иринарха Затворника располагается в Ильинском приделе собора. Здесь же хранятся и его так называемые «малые вериги», которые он носил по праздникам.
Ежегодно перед праздником Ильи пророка из монастыря верующие люди совершают многодневный крестный ход в село Кондаково, которое является родиной Иринарха Затворника. Расположено оно в сорока километрах от монастыря. Недалеко от села течет источник, освященный в честь преподобного. Такие ежегодные крестные ходы становятся огромным событием в жизни обители, поселка и всего Борисоглебского района.
|