Рождественская церковь.
В свое время Рождественская обитель была едва ли не самой популярной среди российских монастырей. В XIX веке фактическое количество насельниц в нем в несколько раз превосходило штатное число монахинь. Именно поэтому ни один другой ростовский монастырь не имел такой плотной застройки, какая была в Рождественском монастыре.

Месторасположение.
Если обогнуть Ростовский кремль с юга, то среди деревянных домов и нагих крон деревьев можно заметить шпиль церкви Святого Николы. Рядом с нею и расположен Рождественский монастырь.
История.
Рождественский монастырь был основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все его постройки были деревянными. Начало каменного строительства было положено в конце XVII века. В то время митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь построена во имя Рождества Богородицы. Она представляла собой обширное двухэтажное здание. Помимо мест для молений в нем была просторная трапезная.
Первое описание храма встречается в описи 1702 года. Согласно ей, «внутри города стоит Рождественский девичий монастырь, а в нем церковь Рождества Богородицы — каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. Имеются приделы Космы и Дамиана. Длина церкви около восемнадцати сажен, ширина — сажен восемь. На колокольне пять колоколов, а под церковию хлебня да три палатки».
В большой ростовский пожар 1730 года Рождественская церковь сильно не пострадала, о чем свидетельствует фрагмент из доношения об этом пожаре за тот год. В этом доношении о пожаре еще не упоминается о приделе Алексея, человека Божия, который, очевидно, тогда еще не существовал. Он значился в первом этаже здания, который изначально использовался в качестве «хлебни», уже в 1743 году.
К сожалению, документы XVII века и середины XVIII столетия, касающиеся строительства или ремонтов в Рождественском монастыре, до наших дней не сохранились. Поэтому о переменах в облике этого памятника зодчества можно судить, лишь начиная с 1760-х годов. В 1769 году проводились ремонты «слюдяных больших окончин» в холодной церкви и иконостаса в теплой.
Через два года была составлена опись монастыря, в которой Рождественский храм представлен как «церковь каменная о двух апортаментах настоящая и при ней придел крыт железом черным, на церкве глава железная белая чешуйчатая, а на пределе зеленая черепицовая». В этой же описи указано, что «на имеющейся при церкви каменной колокольне пять колоколов».
Это было в то время, когда завершилась перестройка внутреннего оформления и состоялось переосвящение верхнего придела из Козьмодемьянского в Троицкий. Произошло это примерно между 1769 и 1772 годами. В 1772 году техническое состояние Рождественской церкви ухудшилось. Уже тогда в стенах храма появились трещины («разселины»). В 1779 году производилась починка «обвалившихся мест» у Рождественской церкви. В ее алтарных окнах появляются стекольчатые оконницы.
В 1794 году на первом этаже здания с северной стороны возник придел святого Димитрия Ростовского, а у теплого храма была сделана паперть. В это же время была устроена новая глава на колокольне, а в 1795-1796 годах ее покрыли железом. В 1809 году ростовский столяр Петр Яковлев (будущий губернский архитектор) выполнил резной иконостас по собственному проекту для нижней зимней церкви храма.
Вскоре в Рождественской церкви разобрали старую и построили новую колокольню. Возводил ее каменщик крестьянин из деревни Тереховской Ярославской округи Лаврентий Яковлев. Возведение новой колокольни было осуществлено всего за один строительный сезон 1817 года. Непонятным остается тот факт, что новую колокольню решили устроить на месте старой. Уже тогда было хорошо известно, что постоянное ухудшение технического состояния храма происходило в немалой степени именно под воздействием чрезмерной нагрузки от колокольни.
Тем более что новая колокольня из-за своих значительных размеров вряд ли была легче старой. В 1822 году ростовский маляр Николай Кустов окрасил в трапезе при Рождественской церкви стены и своды «на клею колером небесного цвета с облаками, колоннами и карнизами». Штатный служитель Ярославского Архиерейского дома иконописец Иван Гладков написал на сводах в алтаре верхней церкви и «в трапезе при оной, да в троицком приделе образы Господа Саваофа, всевидящее око и Святаго Духа».
29 сентября 1824 года игуменья Павла заключила контракт с иконостасного ремесла мастером крестьянином Семеном Стрелковым на строительство нового столярного с резьбою иконостаса. Вскоре иконостас был готов. Завершение работ по иконостасу относится к 1827 году, когда московский золотарь Павел Волков произвел его позолоту.
Своды Рождественского храма, особенно его трапезной на протяжении XIX века неоднократно деформировались и подвергались ремонтам. Однако к концу столетия их разобрали и заменили плоским деревянным, украшенным живописью потолком. После закрытия Рождественского монастыря в 1920-е годы храм утратил все свои иконостасы, сильно пострадала и настенная живопись, особенно в трапезной. В 1960-е годы была произведена частичная реставрация памятника, в ходе которой было восстановлено первоначальное покрытие Рождественской церкви и разобрана колокольня.
Архитектурное оформление монастыря.
Сам монастырь состоял из нескольких построек. Среди них — келейный корпус у южной стены монастырской ограды, который состоит из двух разновременных частей: западная его часть построена раньше, чем восточная. Кстати, в ведомости за 1898 год в Рождественском монастыре значилось шесть каменных келейных корпусов, а в следующей (за 1902 год) — уже семь.
Судя по планам начала — середины XIX века, в юго-восточной части монастыря у самых стен находились деревянные хозяйственные постройки — конюшни, скотный двор, погреба и другие. Во второй половине XIX века их заменили каменные. До 1780-х годов ограда Рождественского монастыря была деревянной. Первые кирпичные стены и башни ансамбля появились только в 1784 году. Вероятно, их спроектировал архитектор Метлин.
В 1819 году начались большие работы по перестройке монастырской ограды. Тогда же Степан Катышев построил кирпичную ограду «с северной, восточной и южной сторон с трема башнями». Через два года Катышев надстроил на трех наугольных башнях, стоящих с восточной и южной стороны, верхние этажи«, а плотник Трофим Чесноков покрыл их деревом.
Однако всего лишь через несколько лет вновь потребовалось ремонтировать и перестраивать часть монастырской ограды. На этот раз работой руководил крестьянин Ярославской округи Тимофей Смолин. Он же в 1835 году у северо-западной башни ограды построил двухэтажную гостиницу и обнес новой каменной оградой вновь присоединенный участок с западной стороны монастыря. В 1839 году с северной стороны построили новые святые ворота, которые уже через два года, во время возведения Тихвинской церкви, были снесены.
И только к концу 1830-х годов облик ограды в целом стабилизировался. В дальнейшем она мало менялась, хотя иногда и подвергалась ремонтам. В советское время ограда монастыря была сильно повреждена, причем значительная ее часть была утрачена. Из шести башен ограды разобрали три: угловую северо-восточную, промежуточную башню восточного участка ограды и промежуточную башню южного участка. Кроме того, снесли большую часть северных стен и фрагмент средней части южной стены.
Гостиный дом был построен снаружи от монастыря, у северо-восточной угловой башни. В нем жили богомольцы в 1830-1831 годах. Автором проекта был А. Т. Смолин. Сохранился проектный чертеж здания, однако само оно в советское время было почти целиком перестроено. Вторая монастырская двухэтажная гостиница сохранилась до наших дней. Она примыкает с запада к угловой северо-западной башне. Ее также построил А. Т. Смолин в 1835 году.
Итак, с конца XVIII века и до начала XX столетия в Рождественском монастыре происходило почти непрерывное каменное строительство, в процессе которого возникали новые гражданские и культовые сооружения, а старые жилые корпуса расширялись и получали дополнительные вторые этажи. Росли башни и стены монастырской ограды, расширялась и сама монастырская территория. К концу XIX века почти весь внутренний периметр ограды монастыря был сплошь застроен различными зданиями.
Ничего подобного по длительности и масштабам строительства в то время не было ни в одном другом ростовском монастыре. Причем ни один из них не имел такой плотной застройки, какая была в Рождественском монастыре. Это вполне объяснимо необыкновенной популярностью Рождественской обители. Фактическое количество насельниц в нем в XIX веке в несколько раз превосходило штатное число монахинь. Ансамбль Рождественского монастыря формировался в годы господства в России стилей классицизма, а затем и эклектики. Именно они и наложили явный отпечаток на его архитектурный облик.
Современное состояние.
В конце XX века здание Рождественского женского монастыря передано Русской Православной Церкви. Ныне он является действующим.
|