Успенский собор.
Успенский кафедральный собор в Ростове Великом является первым христианским храмом на северо-востоке Руси, древнейшей и величайшей святыней Ярославской епархии. Его история берет начало со времен Крещения Руси.

Этот храм перестраивали четыре раза, сюда приходили многие верующие. В этих стенах покоятся почти все Ростово-Ярославские архиереи, правящие с XI по XVIII век. Именно под этими сводами звучали боговдохновенные слова святителя Димитрия Ростовского, именно здесь в 1913 году молились вместе государь Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий Царственный мученик вместе с будущим Патриархом.
История.
Когда-то Ростов Великий называли Патриархом русских городов, и был он первым и самым крупным городом на северо-востоке Руси. Уже через три года после Крещения Руси здесь основали епископскую кафедру и заложили первый кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Существующее сегодня здание собора уже четвертое по счету на этом месте, и построено оно в начале XVI века.
Все события в духовной жизни древнейшей Ярославской епархии связаны с Успенским собором. Здесь находится усыпальница ростовских князей и усыпальница ростовских святых, здесь же похоронены и все ростовские архиереи. До революции 1917 года Успенский собор очень ценили — с него начинались все паломнические поездки, в этом соборе молились все цари и великие князья, поэтому переоценить духовное, культурное и историческое значение этого собора просто невозможно.
В краеведческой литературе прошлого и нынешнего века иконостас Успенского собора называют главной достопримечательностью древнего храма. В правлении архиепископа ростовского Иоакима с 1731 по 1741 годы выделяют строительство в соборе трех иконостасов: большого, малого трехъярусного в Леонтьевском приделе и околостолпного. Опись Успенского собора 1852 года сообщает о существующем и поныне большом иконостасе, в котором есть шесть поясов: местный, праздничный, апостольский, пророческий, праотеческий и Страстей Христовых.
В архитектурном отношении два нижних служат основанием для трех средних, верхний — карнизом, а все вместе они представляет взору великолепное целое. Архиепископ Иоаким начинает строительство иконостаса сразу при вступлении на ростовскую кафедру. Случилось это в 1731 году. В то время, после пожара 1730 года, собор представлял собой страшное зрелище. Хотя за свою многовековую историю собор горел неоднократно, все же из всех пожаров особенно выделяют два — 1408 и 1730 года.
Святейший Синод определил провести следствие о пожаре архимандриту Даниловского Переславля-Залесского монастыря Викентию Ченцову вместе с Ростовским воеводой. В Ведомости, присланной Синоду архимандритом Викентием, подробно описано, что удалось спасти от пожара, а что было безнадежно утрачено.
В иконостасе от пожара уцелели иконы местного ряда и иконы второго пояса: «Богоявление», «Успение», «Вознесение», «Вход в Иерусалим», «Введение», «Вздвижение», «Воскресение», «Рождество Богородицы», «Сретение», «Благовещение», «Рождество Христово», «Жены мироносицы», «Троица», «Сошествие святого духа» , «Уверение Фомы», «Преображение».
Сгорели иконостас резной позолоченный, в третьем ярусе образ Спасителев, по сторонам апостолы и святители, в четвертом — образ Знамение, по сторонам пророки, в пятом ярусе образ Господа Саваофа, по сторонам праотцы, в шестом Распятие, по сторонам образ Богородицы и Иоанна Богослова, а при них и страсти господни. Сгоревший иконостас, как и иконостас архиепископа Иоакима, был шестиярусным и имел такие же особенности: завершался он циклом страстей Господних, а праздничный ряд был расположен ниже деисуса.
Этот иконостас был построен митрополитом Иосафом Лазаревичем и отличался от предшествующего четырехъярусного тем, что имел особенности иконостасов второй половины XVII века — времени послениконовских реформ в расположении праздников и страстных циклов. Согласно ведомости архимандрита Викентия, от пожара остались особо чтимые иконы местного ряда и иконы праздничного чина. При сравнении иконостасов 1730 и 1690 годов обнаруживается полное их совпадение по количеству и составу икон с праздниками.
Оборотные стороны икон деисусного, пророческого и праотеческих чинов одинаковы и отличаются от оборотных сторон икон с праздниками. Только на обороте праздничных икон приделаны по две кованных петли для крепления икон в иконостасе, причем на петлях имеется насечка в виде листьев, колокольчиков. Иконы праздничного ряда, на которых были петли для крепления, в иконостасе 1730 года нам них не крепились.
Мастера архиепископа Иоакима в строительстве нового иконостаса использовали часть несгоревших конструкций прежнего. На этих балках были крючки для петель, с помощью которых и крепились иконы в иконостасе XVII века. Изучая архивные сведения, можно сделать предположение, что праздничный чин из 16 икон иконостаса 1730 года происходит из более древнего, 1690 года.
По окончании всех работ по строительству иконостаса архиепископ Иоаким в 1740 году освятил собор. А за два года до этого владыка ростовский обратился в Святейший Синод с просьбой на использование денег, привезенных из Москвы в 1730 году по отрешению архиепископа ростовского Георгия: «С 1731 года в соборной церкви устроен только иконостас, но еще не вызолочен, а иконы не написаны…». Таким образом, все чины, кроме праздничного, были написаны в период с 1738 по 1740 годы.
Первыми начали реставрировать праздничные иконы. В 1873 году были произведены помывка и частичная реставрация двунадесятых праздников, через несколько лет их реставрировал ростовский мещанин А. Бубнов. После того, как в 1930-х годах собор был закрыт, иконы местного ряда поступили в музей. Сегодня в иконостасе нельзя увидеть иконы страстного цикла, которые могли быть изъяты лишь при помощи лесов, стоявших в соборе во время реставрации в 50-е годы. Примерно в это же время были изъяты и иконы с праздниками.
После того, как Успенский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году. Иконы праздничного чина собора были отправлены на реставрацию. Поступили они в руинированном виде — где-то разъединились доски и расслоился грунт, где-то разорвалась паволока или полностью отстал холст от основы. Сейчас иконы укреплены, и теперь предстоит их раскрытие. Также в настоящее время важно определить круг художников, создавших праздничный чин в конце XVII века для Успенского собора, чтобы выявить образные и стилистические особенности этого яркого живописного ансамбля.
Таким образом, существующий ныне иконостас Успенского собора, созданный в 1730-е годы, как иконный ансамбль сохраняет структуру более раннего иконостаса конца XVII века и помимо икон 30-х годов XVIII века включает в себя древние святыни местного ряда, а также иконы с изображением праздников, созданные еще в 1690 годы. Этот ансамбль есть сохранение традиции преемственности, характерной для всей русской культуры.
Современное состояние.
Конечно, в советские годы собор был сильно осквернен и разграблен. И сегодня памятник архитектуры продолжает разрушаться и находится в удручающем состоянии. Часто во время богослужения люди попадают под водопад из купола, поскольку нет ничего, что бы защищало храм от попадания в него дождя. Зимой прямо на амвоне наметает сугроб, и он лежит внутри храма, повышая влажность.
На сегодняшний день служители храма ничего не могут противопоставить этому, поскольку у прихода нет достаточных материальных средств для проведения работы. А ведь Успенский собор является федеральным памятником, причем особо ценным. Несмотря на то, что в 90-х годах Успенский собор был возвращен Церкви, он и по сей день продолжает оставаться в составе единого музейного комплекса Ростовского Кремля.
Но только как экспонат для туристов, а по сему на средства музея рассчитывать он теперь не может. На муниципальные средства тем более надеяться не приходится, так как это не муниципальная собственность. Скорее, это обязанность Федерации. Правда, в начале 90-х годов на средства государства был проведен ряд мероприятий по спасению собора — сделали вокруг храма дренаж, и грунтовые воды перестали заливать пол и приделы. После этого у федеральной власти появилась уверенность: стены храма не рухнут, и «духовное сердце» Ростова лечить перестали.
Но не совсем — на содержание памятника продолжают выделяться из федерального бюджета небольшие средства. Ими распоряжается Управление культуры, а оно оплачивает работу только тем организациям, которым считает нужным, и само определяет объем работ, выполняемых на данном этапе. Приход же не может решать какие-то проблемы по восстановлению собора.
Вот и получается как в той пословице: «У семи нянек дитя без глазу». Одни считают необходимым застеклить собор и провести отопление, чтобы просушить храм, который, кстати, в XIX веке отапливался, а для других главное — это реставрировать иконы. Хотя какой смысл в реставрации икон, когда собор находится в столь жалком состоянии? Отреставрированные иконы снова привезут в затапливаемый дождем и заносимый снегом собор, и через год они придут в то же состояние, в каком находились до этого.
Это уже происходит в приделе святителя Леонтия — в нем все новые иконы уже покрылись плесенью и грибком. Поэтому, чтобы как в песок не утекали те минимальные суммы, выделяемые государством, нужно искать оптимальные решения. А ведь только один оклад Владимирской иконы Божией Матери, если верить архивной описи драгоценных камней, стоил бы сегодня столько, что его суммы хватило бы на реставрацию Успенского собора и еще осталось бы.
|