Рязанский кремль.
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов нашей страны. Сейчас он включает в себя 18 памятников истории и архитектуры, которые создают неповторимое лицо Рязанской земли, а его фондовые коллекции по своей численности превышают 200 тысяч единиц хранения.

Месторасположение.
Музей-заповедник «Рязанский кремль» расположен на территории самого кремля, где когда-то находился город Переяславль.
История.
Рязанский кремль является древнейшим ядром города, который был заложен в самом конце XI века вблизи реки Оки, большого водного торгового пути. Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским, а название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от более древней столицы — Старой Рязани, которая располагалась на 50 километров восточнее Переяславля.
На месте древних деревянных построек постепенно сложился существующий ансамбль кремля XV-XIX веков. Его отличительной особенностью было наличие комплекса каменных гражданских зданий XVII века. В течение последних двадцати лет архитектурные памятники Кремля тщательно изучались и планомерно реставрировались, причем многие из них были выведены из аварийного состояния и приняли первозданный вид. Величественный ансамбль Рязанского кремля состоит из 18 памятников истории и культуры XI-XIX веков и расположен он на площади в 26 гектар.
В 1650-х годах заново были отстроены крепостные сооружения кремля. Кроме каменной башни XVI века с проезжими воротами на Московскую дорогу на земляных валах стояло еще одиннадцать деревянных башен, три из которых были проездными. Рязанская проездная башня выходила на южную сторону к торгу, Ипатская стояла на восточной стороне около Духовского монастыря. В центре северной стены находилась Тайницкая башня, у которой были ворота и тайник, ведущий к Трубежу. Предназначалась она для снабжения водой крепости в случае осады.
Каменное строительство XVII века оставило нам целый комплекс интересных в художественном отношении зданий, архитектором которых был Ю. К. Ершов. Построенный им храм Иоанна Предтечи поднимался до самого карниза третьего этажа существующего ныне Архиерейского дома и завершался тремя рядами кокошников с барабаном с главой. Под трапезной располагалась «хлебня», под церковью — «хлебодарня». Крыльцо, расположенное у юго-западного угла дома, вело во второй этаж на звонницу.
Кельи епископа находились на первом этаже в восточном конце здания, который вскоре был надстроен. Тогда же его житье было переведено в палаты второго этажа. Для входа в центр южного фасада на месте железного навеса XIX века стояло великолепное каменное крыльцо. В 1692 году «сверх крестовой и келий» Архиерейского дома мастер из Костромы Григорий Мазухин надстроил третий этаж с деталями нарышкинского стиля. Восточная часть палат была пристроена в 1778-1980 годах архитектором Швейдером, а в XIX веке их перестроил архитектор С. А. Щеткин.
Задолго до надстройки третьего этажа Архиерейского дома в 1658 году был сооружен Певческий корпус. По-видимому, тогда же вместо сгоревшей судной избы возвели Консисторский корпус. Весь этот ансамбль зданий Архиерейского двора, созданный в середине XVII века в едином строгом стиле, напоминает архитектуру предыдущего века. Может быть, зодчий хотел увязать новые здания с древним Архангельским и стоявшим перед дворцом епископа старым Успенским соборами. Только крыльца всех этих гражданских построек придавали их суровому облику нарядность и живописность.
Певческий корпус.
В середине XVII века в палатах архиепископа и в Певческом корпусе была применена «типовая» жилая секция, состоящая из холодных и примыкающих к ним теплых сеней. Двери из теплых сеней вели в две изолированные кельи, которые были расположены рядом и окнами выходили на главный фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в стенах (тогда их называли каминами).
Полы в сенях были обычно каменные. Это уменьшало возможность возникновения пожара при топке печей. К торцам холодных сеней пристраивались маленькие палатки с «выгребами», или, как их еще называли, ретирадами. При доме архиерея и при кельях эконома в Певческом корпусе находились специальные палаты для приема челобитчиков, которые были полностью изолированы от жилых келий и имели самостоятельный вход с улицы.
В качестве примера можно привести угловую юго-восточную палату с сохранившимися прекрасными фрагментами росписи стен. В палате стояла изразцовая печь, причем ее изразцовое убранство менялось со временем — здесь были найдены фрагменты красных, зеленых и полихромных изразцов. В Архиерейском доме такая «приемная» располагалась в цокольном этаже, находившемся под жилыми палатами архиерея.
Архиерейская гостиница.
С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание конца XVII века. Сейчас его неправильно называют гостиницей черни. Другое его название — Архиерейская гостиница (построена во второй половине XIX века). В архивных документах 1864 года его еще называли амбарами. Исследование памятника подтверждает, что первоначально он предназначался для хранения зерна.
Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений. Семь из них находятся на первом этаже, где до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посредине дверной проем. По бокам от него располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам, причем лопатка отсутствует только против той поперечной стены, в которой размещается лестница, ведущая на чердак. К каждой двери второго этажа вело отдельное крыльцо.
Задний фасад выходил в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма. Он не имеет никаких проемов и играет роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, которое успели разобрать еще до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась до сих пор, и сейчас она является северной торцовой стеной амбаров.
К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыльцо. Оно состояло из четырех помещений в первом этаже и во втором. В одном из его поперечных стен проходила лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано в конце XVIII века. На плане Архиерейского двора показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом помимо колокольни, находилась еще караульная палатка, а к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были построены с ним в одно и то же время.
Ворота вели к Консистории и в конюшенный двор, который располагался к востоку. За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», а также кузницы (конец XVII века). Они сохранились и сейчас. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, к северному торцу которой примыкал каретный сарай. Построена она была в конце XVII века Н. Устиновым.
Судя по плану 1792 года, все эти здания имели окна только со стороны двора, наружные же стены были практически глухими. Каретный сарай не сохранился, а от конюшни XVII века остался только небольшой фрагмент. В XIX веке архитектор С. А. Щеткин вместо старой конюшни построил новую. Однако сейчас это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение.
Архиерейский двор.
Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, дошедший до нас с большими утратами каменных сооружений. К концу XVII века уже не было ни одного здания из дерева на его территории, а в XIX столетии появилось вновь несколько деревянных построек. Деревянные стены крепости с башнями до наших дней не сохранились.
Последний раз они возобновлялись в 1650-1651 годах под руководством Ефтифия Сытина и позже Прокопия Елизарова. От Глебовской проездной башни через ров был перекинут дубовый мост. Заканчивался он воротами. Фрагмент от белокаменных оснований деревянных стен и башен сохранился только на северном склоне кремлевского холма напротив старого Успенского собора.
Современное состояние.
В 1995 году Указом Президента Российской Федерации по представлению Государственного экспертного совета при Президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов нашей страны.
Сейчас он включает в себя 18 памятников истории и архитектуры. Колокольня, Успенский собор, Дворец Олега, комплекс гражданских зданий XVII века создают неповторимое лицо Рязанского кремля. Его фондовые коллекции по своей численности превышают 200 тысяч единиц хранения. Гордостью музея являются коллекции по древнерусскому искусству и этнографии, а клады золотых и серебряных женских украшений домонгольского периода, найденные при раскопках городища Старой Рязани — первой столицы Рязанского княжества, просто уникальны в своем роде.
|