Вознесенский Собор.
Спасо-Вознесенский собор долгое время был главной святыней Самары. Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники со всех концов России и мира.

История.
В XVIII веке в описаниях Самары упоминалась деревянная Вознесенская церковь. Стояла она на перекрестке нынешних улиц Водников и Комсомольской. Ее изображение можно увидеть на гравюре Кэстля, выполненной в первой половиной XVIII века. В апреле 1765 года церковь сгорела. Ее быстро восстановили, но через 40 лет она сгорела вновь.
В плане Самары 1804 года для Вознесенского храма было определено новое место в будущем центре города. При этом было поставлено условие, что храм будет каменным. Однако каменное строительство было самарцам не по карману, поэтому в 1813 году с дозволения столичных властей они установили здесь перенесенную с закрытого кладбища деревянную церковь. Она простояла на этом месте более 30 лет — с 1813 по 1845 годы.
В 1838 году в Симбирске был завершен проект каменного Вознесенского храма. В Санкт-Петербурге его доработали, «дабы дать оному вид правильный и благовидный», после чего новый утвержденный проект отправили в Самару. Закладка храма состоялась в 1841 году. На его возведение ушло около восьми лет и 40 тысяч рублей серебром. Однако вскоре после этого градостроительная ситуация изменилась. Овраг был засыпан и застроен, улицы выпрямились и здание оказалось зажатым обывательской застройкой, в связи с чем и утратило свое господствующее положение.
В 1847 году был освящен правый придел во имя архистратига Михаила. Кстати, после возвращения храма верующим его вновь освятили в 1993 году во имя святителя Алексия, Московского и всея Руси чудотворца. Через год был освящен главный престол, именуемый Вознесенским, и левый придел — во имя великомученика Пантелеимона и преподобного Павла Комельского. В последующие годы собор не раз перестраивали.
Архитектура здания типична для классицизма. Здание представляло собой однокупольную базилику с колокольней о девяти колоколах, увенчанную тонким шпилем. Сам собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над пространством вокруг него и Волгой. Живопись в соборе выполнил известный мастер А. П. Кочаев. По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство. Престол, наамвонные подсвечники и главный престол (одежда) были серебряными, а местные иконы украшены позлащенными ризами с натуральными камнями. В начале в соборе использовали печное отопление, затем перешли на калориферное.
К тому моменту, как была образована Самарская губерния, Спасо-Вознесенский храм считался лучшим и самым вместительным в городе. В 1851 году он получил статус кафедрального собора, а 31 марта 1851 года здесь состоялись торжества по случаю открытия Самарской епархии. В этот день православные праздновали Вербное воскресенье, и из Казанско-Богородицкого собора прошел крестный ход к Спасо-Вознесенскому собору. Под сводами храма служители зачитали Указ Святейшего Синода об образовании Самарской Епархии и совершили благодарственный молебен.
4 января 1866 года в южной части собора был похоронен Преосвященный Феофил (Надеждин), епископ Самарский и Ставропольский (умер 31 декабря 1865 года). Место в южном приделе, где покоился епископ, было отмечено металлической плитой и обнесено оградой, а над его могилой находилась икона Божией Матери «Иверская» — одна из почитаемых в Самаре. Первым кафедральным протоиереем собора стал Иван Егорович Халколиванов (1815-1882 годы жизни), прослуживший в нем 30 лет.
В 1877 году в соборе освятили вышитое в Иверском женском монастыре легендарное Самарское знамя, которое стало символом борьбы болгарского народа за освобождение от турецкого ига. В октябре 1897 года при Спасо-Вознесенском соборе начала работать одноклассная женская церковноприходская школа, разместившаяся в верхнем этаже каменной церковной сторожки.
Также после этого несколько лет ушло на изготовление иконостасов. В 1853 году были установлены иконостасы боковых приделов, и только через 11 лет здесь появился центральный иконостас. Над иконами и серебряными ризами для них работали московские и самарские мастера.
Храмовые святыни собирались, что называется, всем миром. Дворянин Николай Николаевич Меч подарил образ Божией Матери «Достойно есть», а икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», привезенная с греческого Афона крестьянином Никитой Васильевым, стала его даром собору. Особое благоговение вызывал напрестольный Святой Крест из золоченого серебра, изготовленный, судя по надписи на нем, «в 1787 году усердием священника Стефана Яковлева». Среди местночтимых был и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1911 году для иконостаса главного придела изготовили новое позолоченное облачение, на устройство которого ктитор собора Дмитрий Кузьмич Мясников пожертвовал две тысячи рублей. После этого иконостас приобрел величественный вид: он состоял из полных четырех ярусов, над которыми возвышалась икона Вознесения Господня, увенчанная крестом. Однако придельные иконостасы остались прежними. 22 мая этого же года после реконструкции главный престол был вновь освящен
Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города, повидал в своих стенах всех именитых гостей и множество паломников Самары. Спасо-Вознесенский собор имел три приписные церкви. Одна из них была воздвигнута во имя святых Иоакима и Анны и располагалась при четырехклассном городском училище. Другая была освящена во имя Введения во храм Богородицы (при Самарском епархиальном женском училище). И третья — во имя Николая Чудотворца — находилась при Николаевском приюте для детей-сирот.
1917 год открыл новую, на сей раз трагическую страницу истории. В 1930 году храм закрыли, разместив в нем клуб кустарей, а колокольню и купол сломали. С 1941 года здание храма использовали в качестве склада хозяйственной части Приволжского военного округа. 10 мая 1993 года после молебна, совершенного в стенах храма владыкой, началась реставрация собора. Проект реконструкции принадлежал архитекторам В. А. Самогорову и В.Л. Пастушенко.
1 октября 1997 года на храм водрузили главный купол. 56-метровая колокольня была восстановлена летом 1999 года, и на нее был водружен купол с крестом. Главные силы и средства на восстановление храма были затрачены самими верующими. Во второй половине 2000 года пол собора, выполненный более ста лет назад из метлахской плитки, был перекрыт современным кафелем.
Современное состояние.
На сегодняшний день внутренний и внешний вид купола и колокольни восстановлен в первозданном облике. 18 октября 1999 года после капитального ремонта общине было передано двухэтажное здание, которое находится во дворе собора. Уже со следующего года в нем разместилась богадельня, воскресная школа и церковная библиотека с читальным залом. Также сейчас вокруг храма возводится каменная ограда.
Богослужения в храме совершаются со среды: литургия начинается 9.00, вечерняя служба — в 17.00; по воскресениям в 17.00 в храме поется акафист Божией Матери перед иконой «Скоропослушница».
|