Государственный Русский музей.
Государственный Русский музей представляет собой крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. В его коллекциях насчитывается около 400 000 экспонатов, которые представляют произведения всех основных направлений, школ, видов и жанров отечественного изобразительного искусства с Х по ХХI век. Около 50 временных выставок ежегодно проходит в стенах музея.

Месторасположение.
Находится музей в зданиях, что расположены в историческом центре Санкт-Петербурга: Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея — Михайловский дворец с корпусом Бенуа.
История.
Основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II Государственный Русский музей был первым в стране государственным музеем русского изобразительного искусства. Его торжественное открытие произошло 7/19 марта 1898 года. Уже с середины XIX века высказывалась идея организации государственного музея национального искусства.
Окончательно, казалось, решено было основать в Петербурге публичный музей национального искусства в 1889 году. Существует легенда, что на это решение Александра III повлияла картина И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которую император приобрел с 17-ой выставки Товарищества передвижников в том же 1889 году.
Задуманное отцом осуществил молодой император Николай II. 13 апреля 1895 года им был подписан Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
В музее работали ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы. В 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем был назначен Д. И. Толстой. Работали здесь также А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие. Кандидатура каждого поступающего на работу сотрудника очень серьезно обсуждалась, это было похоже на конкурс.
Начальный этап работы музея.
Экспозиция музея в день его открытия была представлена в 37-и залах: 21 зал находился на первом этаже, 16 — на втором. 4 зала занимал «Музей христианских древностей», можно было увидеть «Плащаницу» В. Васнецова, произведения русской живописи и скульптуры, а также коллекции частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею.
Основой музейных коллекций служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Всего в этот период здесь насчитывалось 1880 произведений. В музее в то время имелось три отдела: отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III», этнографический и художественно-промышленный отдел и художественный отдел.
Название «Русский музей» сразу закрепилось лишь за художественным отделом, который разместился в Михайловском дворце. Постепенно художественный отдел превратился в сложную разветвленную музейную систему, которая насчитывает в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб.
Михайловский дворец.
История этого дворца началась с рождением великого князя Михаила. Именно в 1798 году император Павел I повелел ежегодно откладывать несколько сотен тысяч рублей, чтобы построить для своего младшего сына в будущем роскошный и комфортный дворец. Карл Иванович Росси (1775-1849) проектировал и строил этот дворец. Градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец, считается одним из лучших творений Росси.
Дворцовое здание здесь идеально гармонирует с ландшафтным и архитектурным окружением. Три года со дня основания музея шла переделка большинства интерьеров и перестройки. Это было необходимо для того, чтобы совместить дворцовое великолепие с требованиями музейной экспозиции.
Коллекция.
Первоначальное собрание живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства насчитывало к моменту открытия музея около полутора тысяч произведений. В коллекцию христианских древностей входило примерно пять тысяч экспонатов. Это было довольно скромное количество. На сегодняшний же день экспонатов в коллекции уже около 370000.
Источниками для формирования коллекции стали практически полностью переданная из Эрмитажа и Зимнего дворца галерея картин российских живописцев, часть собрания рисунков и акварелей, скульптура, а также поступившая из музея Академии художеств живопись и скульптура академической школы, акварели, рисунки, гравюры и картины. В Русский музей Академия полностью передала свой Музей христианских древностей. Это была немногочисленная, но очень ценная коллекция.
В нее вошли иконы родом из Новгорода, деревянная скульптура, древние и средневековые произведения прикладного, большей частью церковного, искусства. Наибольший интерес в коллекции князя А. Б. Лобанова-Ростовского (1824-1896), также переданной музею, представляли портреты государственных деятелей России XVIII - первой половины XIX века. Это собрание приобрел у наследников князя император и передал в дар Русскому музею.
Княгиня М. К. Тенишева подарила музею большую часть крупнейшей коллекции акварелей и рисунков русских художников, которая была собрана и систематизирована при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа. Также значительным вкладом в собрание музея стала личная коллекция Александра III из Царскосельского Александровского дворца.
Еще в 1870 году было положено начало этой коллекции. Тогда для будущего императора была приобретена русская часть галереи В. А. Кокорева, которая в тот момент распродавалась. Последующие годы собрание продолжало пополняться. Во время Великой Отечественной войны музею было причинено немало разрушений: был поврежден фундамент, разорвана водопроводная сеть, уничтожены оконные стекла. Больше всего пострадал корпус Бенуа. Его практически раскололо взрывом на две части. Но даже в тяжелое военное время коллекция музея продолжала пополняться.
Найденные в покинутых или разрушенных домах произведения попадали в музей. В Русский музей на сегодняшний день является уникальным хранилищем художественных ценностей, это также известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы и научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации. В качестве научно - методического центра им курируется работа 260 художественных музеев России.
|