Храм Воскресения Христова.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) был построен в качестве общенародного историко-мемориального комплекса. С помощью собора была увековечена память об императоре Александре II, его реформаторском курсе, преобразованиях. При этом Храм Спаса на крови являет собой исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.

История.
Собор был построен на том месте, где 1 марта 1881 года император Александр II получил смертельное ранение. В связи с этим храм получил второе и наиболее распространенное название — «Спас на крови». Изначально этот собор возводился как храм-памятник на том месте, где был смертельно ранен император. Пока шла постройка храма, на Екатерининском канале была возведена часовня.
17 апреля 1881 года — в день рождения императора Александра II — часовня, автором проекта которой стал молодой архитектор Л. Н. Бенуа, была освящена. Внешне эта постройка представляла собой павильон из некрашеного дерева под шатровой восьмигранной крышей, которую венчала золоченая главка с изящным крестом. Дверь часовни была остеклена, и через нее можно было видеть звено решетки набережной и часть булыжной мостовой со следами крови умершего императора.
Здесь ежедневно служили панихиды по убитому императору, а площадка вокруг часовни тонула в живых цветах. Часовня была сконструирована таким образом, что ее можно было перемещать. На набережной она простояла до 1883 года, а когда было начато строительство храма Воскресения Христова, была перенесена на Конюшенную площадь. Позже часовню разобрали.
Изначально предполагалось, что храм будет пятикупольным, а его колокольню должны были возвести не там, где было совершено цареубийство, а на другом берегу Екатерининского канала. Соединить колокольню с церковью должна была галерея, перекинутая через мост. С южной стороны, перпендикулярно церкви, предполагалось устроить галереи. Своего рода исторический музей, посвященный погибшему императору, должен был появиться в четырех башнях галерей. Балдахин (сень) на четырех колоннах планировалось установить на том месте, где был ранен император.
Храм заложили 6 октября 1883 года. Незадолго до этого часть чугунной решетки канала, гранитные плиты, а также часть булыжной мостовой, обагренной кровью смертельно раненого Александра II, были сняты. Их уложили в ящики и перенесли на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади. Строительство собора шло 24 года. В 1905 году периметр фасада Спаса украсили 20 досок из норвежского темно-красного гранита, на которых были запечатлены основные деяния Александра II.
Двенадцать лет создавались северный и южный киоты мастера Екатеринбургской гранильной и Колыванской полировальной фабрик. Орлец (родонит) лежит в основе верхней части киотов, а цоколь выполнен из ревневской яшмы. Три креста из горного хрусталя венчают невысокий иконостас. Из серебра отчеканены иконы в царских вратах. Храм обладал богатейшей утварью.
В нем находились двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия, серебряная дарохранительница из Костромы, представлявшая собой уменьшенную копию храма. В 1888 храм получил в подарок крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер. По рисунку Парланда была выполнена в 1903 году сень (покров) над местом смертельного ранения императора. Но дорабатывался этот шедевр русского камнерезного искусства и после освящения храма.
Собор очень пышно оформлен и богато декорирован. Здесь можно увидеть и фигурные наличники, и кокошники, и пояски, и изразцы, и цветную глазурованную черепицу. Ювелирная эмаль покрывает пять куполов храма. Колокольня украшена мозаичными гербами городов и губерний Российской империи.
В 1930 году президиум ВЦИКа вынес постановление о закрытии храма Воскресения Христова. В том же году уже разоренный храм был передан музейной секции политкаторжан. Но содержать столь большое здание в должном порядке им оказалось не под силу. Собор пустовал, и считалось, что ни исторической, ни художественной ценности он не представляет. В ноябре 1931 года был поднят вопрос о разборке храма. Но затем его на время сняли с повестки дня.
Вновь на эту тему заговорили в 1938 году. Осуществление решения было запланировано на 1941 год. Но тут началась Великая Отечественная война. В годы блокады в Спас на крови свозили трупы погибших ленинградцев, так как здесь разместился морг. После войны здесь был склад декораций Малого оперного театра. В 1956 году городские власти снова решили снести собор. Причиной стало строительство транспортной магистрали.
Лишь в 1968 году собор взяла под охрану Государственная инспекция по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А летом 1970 года в здании собора был организован филиал музея «Исаакиевский собор». Спустя десять лет после этого началась реставрация здания. В августе 1997 года в музей-памятник «Спас на крови» пришли первые посетители. Основу его экспозиции составили архитектура и художественно-декоративное убранство.
Архитектура.
Храм представляет собой поздний этап эволюции русского стиля. Русский стиль развивался в русле большого стиля эклектики (историзма). В основе композиции постройки находится компактный четверик, северный и южный фасады которого завершают криволинейные фронтоны-кокошники. Венчает четверик пятиглавие, но на месте центральной главы находится шатер высотой в 81 метр.
Колокольня, расположенная в западной части собора, выдвигается в русло канала. Такое ее расположение приближает композицию к трехчастным сооружениям XVII века, решенным «кораблем». От них Спас отличается тем, что у него нет промежуточного звена, то есть трапезной, также колокольня не разделена с самой церковью. Три полукруглые апсиды в восточной части храма венчают небольшие золоченые главки. В общей сложности девять глав, создающих асимметричную живописную группу, венчают собор.
Храм отличается большим количеством деталей в оформлении, богатой палитрой отделочных материалов, разнообразием цветов. Декорировано здание кирпичом, мрамором, гранитом, эмалью, позолоченной медью и мозаикой. Снаружи, под колокольней, там, где император получил смертельное ранение, находится «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита. Здесь же размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины Александра II.
Также можно увидеть здесь и гербы губерний и областей России, выполненные из меди. В мозаике была написана под золоченым куполом колокольни часть молитвы св. Василия Великого, которая стала воплощением покаянной идеи храма. Внутри храм почти полностью покрывает мозаика. В новое время это единственный в мире пример этого искусства. Но из-за этого трудоемкого оформления пришлось на целых десять лет задержать освящение Спаса, которое произошло только в 1907 году.
На Монетном дворе в честь этого события была выбита особая медаль. На сегодняшний день, храм Воскресения Христова представляет собой единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II. В здании ризницы уже несколько лет расположена выставка «Император Александр II. 1818-1881». Посвященная она погибшему императору.
|