Летний сад.
Если пройти по Дворцовой набережной, то можно добраться до Летнего сада с его знаменитой решеткой французского архитектора Деламота, Летним дворцом-музеем Петра I и богатейшим собранием садовой мраморной скульптуры.

История создания.
Почти в одно время с городом возник Летний сад. Он существует с 1704 года. Создавали и украшали сад такие видные архитекторы, как Ж-Б. Леблон, И.-Г. Маттарнови, М. Земцов, мастера-садоводы Я. Роозен, И. Сурмин, Л. Лукьянов, И. Яковлев и другие. Петр замышлял сад как место отдыха, где соединились бы черты городской и загородной усадьбы.
До основания города в северо-восточной части сада была расположена мыза (усадьба) шведского майора Конау. На ее месте по проекту Д. Трезини был возведен небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, который сохранился до наших дней. Летний сад создавался как регулярный. Также именуют его еще архитектурным.
Для сада характерна четкая планировка, прямые аллеи, подстриженные деревья и кустарник, нередко в форме правильных геометрических фигур: шара, куба, пирамиды. Образцом для создания этой зоны отдыха стал Версаль — знаменитая резиденция монархов Франции под Парижем. Император желал, чтобы его творение превзошло парк Людовика XIV. Отовсюду, где бывал царь, привозили ценные сорта деревьев и цветов. Если повернуть от четвертой площадки по боковой аллее налево, к Фонтанке, то довольно скоро можно оказаться перед Гротом.
Эта постройка представляет собой павильон прямоугольной формы, завершающийся куполом с шестигранным фонариком. Стены Грота украшали колонны и скульптуры. Три соединенных арками зала, были отделаны туфом, причудливыми раковинами, мелкими разноцветными камнями и толченым стеклом. Леблоном был спроектирован птичник, в котором содержали орлов, черных аистов и других диковинных птиц.
Дворец.
Плоскость стен между пятьюдесятью двумя окнами фасада украшали пилястры, соединенные гирляндами. Линию парапета по краю крыши разрывали вазы на пьедесталах. Внутри практически все пространство было отдано огромному двухсветному залу. Его украшала живопись на батальные темы и шпалеры. По сторонам к залу присоединялись два более низких, одноэтажных помещения.
Скульптурная композиция с фигурами Марса и Нептуна украшала вход, который располагался в центре. Он связывал зал непосредственно с аллеями сада. До наших дней почти не сохранилось украшений петровского времени. Но зато сегодня можно увидеть ценнейшую коллекцию садово-парковой скульптуры, в которую входит около девяноста мраморных статуй и бюстов. По распоряжению Петра I они были приобретены в основном в Италии.
Их авторами являются такие мастера венецианской школы, как П. Баратта, Дж. Бонацца, А. Тарсия, Дж. Зорзони и другие. В XVIII веке скульптур было в два раза больше. Но одни из них за эти столетия погибли, а другие можно увидеть в летних загородных царских резиденциях и в Эрмитаже. Петр I нередко устраивал ассамблеи, то есть приемы гостей, в своем любимом «огороде».
На эти приемы гости обычно приезжали к пяти часам дня и оставались до позднего вечера. Петр приказывал запирать ворота ограды сада, чтобы никто не смог уйти раньше. Рядом с садом, на Большом лугу, играли весь вечер оркестры, состоявшие, по словам очевидцев, из нескольких труб, фаготов, валторн, гобоев и литавр. На лугу к началу празднества выстраивались обычно Преображенский и Семеновский полки.
Царь сам подносил солдатам деревянные чашки с вином и пивом. Угощали гостей горячими пирогами, печеным хлебом, жареными тушами свиней, баранов и быков с золочеными рогами. Все яства часто раздавал сам Петр Первый. Когда ушел из жизни Петр I, центр политической и общественной жизни государства оказался в Москве. Отъезд в начале 1728 года из Петербурга царской семьи и двора означал, что противники петровских реформ могут праздновать победу. Северная столица постепенно начала приходить в запустение.
Но в 1732 году дворянство возвело на трон императрицу Анну Иоанновну. Она ратовала за возвращение к политике Петра. Постепенно двор вновь переехал в Петербург. Снова началось строительство в городе. В 1736-1737 годах случились сильнейшие пожары. В результате, были уничтожены многие постройки на Адмиралтейской стороне, в том числе и у Летнего сада. Но после этого бедствия застройка города была упорядочена, уменьшилась скученность его домов.
Императрица Анна Иоанновна в 1730 году поручила молодому архитектору Растрелли возвести для нее новый одноэтажный Летний дворец недалеко от Большого луга, на месте «Залы для славных торжествований». Довольно скоро приказ был исполнен. Дворец был создан из дерева. В нем располагались 28 комнат с большим залом. Также от него шел к воде большой спуск для барок и шлюпок.
Еще один Летний дворец в третьем Летнем саду, у Большого луга (там, где сейчас Инженерный замок), Растрелли начал строить в начале 40-х годов. Это здание предназначалось для правительницы Анны Леопольдовны. Пока шло строительство, случился дворцовый переворот. На престол взошла Елизавета Петровна, которая и стала владеть новым зданием. В 1744 году здание в целом было закончено, оставалась лишь отделка. В здании располагалось более 160 помещений, в том числе церковь, зал и галереи. Комнаты украшали зеркала, богатая скульптура.
Главный фасад дворца, который был обращен на север, к Мойке и Летнему саду, можно было видеть с Потешного поля. Светло-розовые стены украшали белоснежные пилястры и резные наличники больших окон парадного второго этажа. К парадному подъезду помимо двух маршей широкой лестницы вели еще и два пандуса. Летний дворец Елизаветы Петровны до наших дней не сохранился. Перед Летним садом, вблизи Царицына луга, в 1771-1784 годах появилась созданная по проекту архитекторов Ю. Фельтона и П. Егорова решетка.
В 1777 году произошло сильнейшее наводнение. Особенно из-за него пострадали низины, среди которых оказались Царицын луг и Летний сад. Сад был практически полностью разгромлен. Легкие парковые сооружения, фонтаны были просто сметены потоками воды. Не выдержали бурю даже многие уже немолодые деревья. Многое из разрушенного, например, фонтаны, так и не было восстановлено. В северо-западной части Летнего сада в 80-х годах XVIII века появился дом фельдмаршала князя Н. Салтыкова.
Этот человек входил в число приближенных Екатерины II, а также он занимался воспитанием ее сына Павла и внуков — Александра и Константина. Три года, начиная с 1784 года, рядом с домом Салтыкова шло возведение особняка Бецкого. В плане здание представляет собой четырехугольник. Внутри расположен большой двор. Дом Бецкого находится между Марсовым полем, Лебяжьим каналом, Дворцовой набережной и домом Салтыкова. Стилистически близкие друг другу дома Салтыкова и Бецкого являются памятниками архитектуры русского классицизма 80-х годов XVIII века.
Вновь Летний сад был опустошен наводнением в 1824 году. И снова огромная часть построек была разрушена и повреждена. На их месте появились новые. Место Грота занял изящный «Кофейный домик», созданный по проекту К. Росси. Рядом с ним был возведен небольшой павильон «Чайный домик», архитектором которого стал Л. Шарлемань. На берегу Карпиева пруда в 1839 году появилась почти пятиметровая ваза из эльфдальского порфира. Ее подарил России шведский король.
Здесь интересно посмотреть на все - от деревьев и кустарников до скульптур и построек. Сегодня Летний сад может посетить любой желающий.
|