Медный всадник.
Памятник Петру I «Медный всадник» работы Э. Фальконе является известнейшей достопримечательностью Санкт-Петербурга. И ей он стал в немалой степени благодаря А. С. Пушкину. Расположен: площадь Декабристов (быв. Сенатская).

История памятника.
«Медный всадник» был создан Этьеном Фальконе в 1766-1782 годах по заказу Екатерины II. Конная статуя Петра поднята на гранитную скалу весом в 1600 тонн. Композиция призвана олицетворять мощь и силу характера преобразователя державы. До XVIII века памятников никому, в том числе и царям, не ставили. Церковь не могла позволить изображать бренную плоть в искусстве. «Медный всадник» стал первым в России монументом.
Екатерина в тот период, когда был задуман памятник, дружила с французскими мыслителями. Она вела переписку с Дидро. Ему также очень понравилась идея памятника. Но, рассуждая, как лучше сделать его, мыслитель советовал использовать аллегорию, то есть отобразить средствами пластического искусства любовь народа, заклеймить посредством образов побежденное Петром варварство.
Дидро рекомендовал русской царице скульптора Этьена Фальконе, с которым был дружен. Скульптор был популярен в Европе как мастер своего дела и как новатор. Фальконе тогда было пятьдесят лет. К моменту приезда в Россию Этьен уже состоялся как скульптор. Но назвать какое-либо его творение шедевром было крайне сложно. Фальконе был очень рад оказанному ему доверию. К заказу он подошел очень серьезно. Он сразу отверг идеи о создании копий с облика римского цезаря Марка Аврелия. Аллегории он считал неприемлемыми.
По условиям, предложенным скульптору, памятник Петру I должен был состоять из конной статуи очень большого размера. Гонорар составил 200 тысяч ливров. Это была довольно скромная сумма, учитывая, что другие скульпторы, с кем велись переговоры, требовали сумму в два раза больше. Но Фальконе эта плата устраивала. Вскоре скульптор прибыл в Россию вместе со своей семнадцатилетней ученицей Мари-Анн Колло.
Когда проект памятника был утвержден Екатериной, начался процесс создания его в натуральную величину из гипса. На это ушло двенадцать лет. Закончено было его создание лишь в 1778 году. Место для постройки было выбрано очень удачно. Причем пророчески удачно. В то время поблизости не было многих шедевров городской архитектуры. Не было еще выстроено Захаровым Адмиралтейство, Монферраном — Исаакиевский собор, а Росси — здание сената и синода.
Сначала на выбранное для памятника место необходимо было привезти монолит. Каменных дел мастер Андрей Пилюгин отправился за нужной глыбой на побережье. Искали от Невы до Нарвы. Необходимый же камень отыскался в Лахте, в двенадцати верстах от Петербурга. Говорят, что этот камень был расколот ударом молнии.
Камень «добирался» до места назначения почти два года. Сначала до кромки моря по мерзлой и нагой земле камень тащили при помощи хитроумной системы рычагов и канатов, при этом были проложены особые желоба, по которым катались медные шары. Для перевозки камня водой была построена огромная плоскодонная баржа. Камень на ходу обтесывали. Здесь даже была кузница и взвод барабанщиков. По их сигналу артельщики совершали свои маневры.
Царица посетила место транспортировки. И там она произнесла фразу «Дерзновению подобно», ставшую впоследствии крылатой. Именно эти слова императрица повелела отчеканить на памятной медали. Два судна, между которыми на барже находился камень, причалили у Исаакиевского моста осенью 1770 года. На две недели модель монумента из гипса была представлена всеобщему обозрению.
Перед окнами дома скульптора было устроено искусственное возвышение, на которое несколько раз в день въезжал вскачь искусный берейтор. Это было организовано для того, чтобы наиболее верно изобразить мах лошади. Фальконе так гордился своей работой, что попросил профессора Академии художеств Лосенкова нарисовать картину с модели памятника. За заказ скульптор заплатил художнику триста рублей. Картину он тотчас же отослал в Париж.
Модель головы Петра долго не выходила у скульптора. Но довольно быстро ее сделала ученица Фальконе Мари-Анн Коло. Змею, аллегорически изображающую ненависть и злобу, попираемую копытами коня, создал скульптор Гордеев. По замыслу скульптора, простой плащ, звериная шкура вместо седла — эти вещи должны были символизировать особенности страны, огромную роль, в развитии которой сыграл Петр.
Когда шла подготовка постамента, Фальконе потребовал уменьшить переднюю часть его на два с половиной фута. Но за это его начали активно критиковать. Начались травля и козни, постоянно распространяли о нем нелицеприятные сплетни. Скульптор был оскорблен и разгневан. За четыре года до открытия монумента он уехал вместе со своей ученицей Мари Колло на родину. Это произошло в 1778 году. Его не стало спустя одиннадцать лет после возвращения в родные края. Но, несмотря на свой отъезд, скульптор уже вошел в историю искусства.
Новый мастер.
Скульптор уехал, но работу необходимо было продолжать. Начались поиски литейщика. Но это оказалось не так-то просто. Литейный мастер Гоор из Копенгагена за свою работу потребовал гонорар в размере 400 000 ливров. В России посчитали сумму чрезмерно высокой. Два года шли поиски литейщика. В конце концов, он был найден. Звали мастера Емельян Хайлов.
Известно, что во время отливки статуи глиняная форма треснула. Раскаленная бронза полилась наружу. Хайлов с риском для жизни смог залатать трещину. Но жалование, которое ему причиталось, Емельян так и не получил до конца. Сохранилось прошение его внучки в архиве. В этом письме она, полвека спустя, просила казну расплатиться за работу деда.
Реставрация.
Отреставрирован монумент был в 1909 году. Тогда из бронзового брюха лошади было выкачано сто пятьдесят ведер воды. Попала она туда через трещинки в бронзе. Еще через шестьдесят восемь лет вновь была проведена реставрация. В крупе коня находится люк. Его крышка закреплена на восьми винтах. Различить их не так-то просто. Винты без шлицов и зазенкованы заподлицо.
Внутри коня была обнаружена записка: «Бронза литейной фабрики Э. П. Гакера». Эта фабрика в 1909 году поставляла металл для реставрации памятника. Памятник стал называться «Медным всадником» после появления одноименной поэмы А. С. Пушкина в 1833 году. Именно благодаря этому поэту монумент стал олицетворением творческой и при этом беспощадной воли Петра, символом основанного им города. Сегодня памятник могут увидеть все желающие.
|