Санкт Петербург.
Петербург стал первым городом России, который практически с самого своего основания развивался по заранее разработанному плану. В связи с чем город отличался высоким градостроительным уровнем. Быстрыми темпами вблизи крепости началась застройка городского острова, сегодняшней Петроградской стороны. Построенные тогда домик Петра и палаты его приближенных сохранились до сегодняшнего дня.

Основание города.
После того, как Петр I одержал в 1702 году победу над шведами, им было принято решение заложить в дельте Невы новую крепость. Сооружение бастионов новой крепости началось 13 (27) мая 1703 года. Именно этот день принято считать датой основания Петербурга.
Крепость, заложенная с учетом стратегического положения на Заячьем острове, получила название Петропавловской. Изначально же она именовалась Санктпитербурх в честь святого Петра, небесного покровителя императора. После же возведения в ней собора Петра и Павла крепость стала Петропавловской. А ее первоначальное название перешло на возникший при ней город.
В задачи крепости входил контроль протоков Невы. Земляные бастионы крепости в 1706-1740 годах были заменены на каменные, и лишь к 1737 году появилась гранитная облицовка. Позже город не раз менял свое название. В 1914-1924 годах он был Петроградом, в 1924-1991 годах — Ленинградом. А в 1991 году городу было возвращено его первоначальное имя Санкт-Петербург.
Памятники города.
В Санкт-Петербурге расположены выдающиеся архитектурные ансамбли XVIII-XIX веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Зимний Дворец, Александровская колонна, арка Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская), памятник Петру I («Медный всадник»), Исаакиевский собор, Казанский собор, Санкт-Петербургский академический театр драмы, здание Русского музея, Марсово поле, Летний сад, Инженерный замок и другие.
В Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине, которые являются пригородами Санкт-Петербурга, расположены дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX веков. В первой трети XVIII в. существовал дефицит отечественных зодчих. И Петр I приглашал в связи с этим архитекторов из-за рубежа. В Петербурге работали швейцарец Доменико Трезини, итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон, немец Андреас Шлютер и другие.
В этот период архитектура характеризуется регулярностью и представительностью. Декоративное убранство относительно сдержанно. Причиной этого стали особенности строительства. В этот период постройки возводились довольно поспешно, существовал недостаток строительных материалов, к тому же учитывались природные особенности местности.
Начинается каменное строительство в городе. В 1710-1714 годах появился дворец Меньшикова на Васильевском острове, в 1713 начинается возведение Александро-Невской лавры с деревянной церковью, заложены Петропавловский собор и летний дворец Петра в Летнем саду. Такие постройки как Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского, являют собой лучшие примеры стиля барокко.
Зимний дворец.
Основное место в центральном ансамбле города на Дворцовой площади занимает Зимний дворец. Он представляет собой грандиозное здание с выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры. В композиции его фасадов использована система выступов и вертикальный ритм колонн. В 1837 году произошел очень сильный пожар. Но на восстановление дворца ушло чуть больше года. Авторами проекта стали архитекторы И. Е. Старов, Джакомо Кваренги, Стасов, А. П. Брюллов.
Авторами наиболее значительных зданий города стали зодчие А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси. По проекту Воронихина был построен Казанский собор (1801-1811 годы). Впервые при его строительстве была использована конструкция кованого решетчатого металлического купола диаметром 17 м. Перед собором в 1837 году были установлены памятники М. И. Кутузову и Барклаю-де-Толли скульптора Б. И. Орловского.
После Отечественной войны 1812 года город пополнился ансамблями Михайловского дворца, Александрийского театра, Главного штаба, Сената и Синода. Их автором стал выдающийся мастер Карл Росси. Напротив Зимнего дворца в ансамбле Дворцовой площади Росси расположил протяженное здание Главного штаба. В центре этого здания он создал двойную монументальную арку, которая олицетворяла военную мощь России. Арку венчала триумфальная колесница Победы.
В 1858 было закончено строительство Исаакиевского собора. Он возводился 40 лет по проекту Огюста Монферрана. Четыре его больших портика украсили 48 колонн высотой 18 м. В соборе всего насчитывается 112 колонн из монолитного полированного гранита. Завершает собор позолоченный купол. Его внутренний диаметр составляет 22 м.
В архитектуре в конце XIX в. оформился стиль под названием «модерн». В этом стиле построены дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской и другие. После Октябрьской революции началось возведение жилых домов и общественных зданий за Нарвской, Московской и Выборгской заставами. В это время появляются и новые типы сооружений.
Среди них Дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, а позднее Дома советов. Архитектура в этот период характеризуется своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой. Определяют ее обычно понятием «конструктивизм». В середине 1930-х годов в ленинградской архитектуре появляются приемы и формы из классического зодчества, прежде всего русского.
После окончания Второй мировой войны в городе развернулись работы по восстановлению жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры, которые очень заметно пострадали в период военных действий. Также после войны началось создание первой очереди метрополитена, были заложены два грандиозных парка: Московский и Приморский с гигантским стадионом на 100 тыс. человек.
Согласно генеральному плану, началось осуществление грандиозного градостроительного замысла, по которому город выходил к морю. Жители города в результате получили доступ к просторам залива и приморским набережным и паркам.
Сегодня.
В настоящее время Санкт-Петербург является важнейшим промышленным, научным и культурным центром России. Это крупный транспортный узел, важный центр машиностроения (судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника). С 1955 года здесь существует метрополитен. В Санкт-Петербурге расположен научный центр РАН, 43 вуза, 16 профессиональных театров.
Большой интерес город вызывает у туристов, так как здесь сосредоточено огромное количество памятников истории и архитектуры.
|