Зимний дворец.
Зимний дворец, являясь одним из самых масштабных зданий Санкт-Петербурга, представляет собой императорскую резиденцию и хранилище Эрмитажа - одного из первых музеев России.

Месторасположение.
Если выйти на Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге, то справа можно увидеть здание Главного штаба архитектора К. Росси (1775-1849) с его знаменитой Триумфальной аркой, а слева — Зимний дворец В. Растрелли (1700-1771). Этот дворец стал шедевром русского барокко. Годы рождения здания — 1754-1762.
К Зимнему дворцу пристроены здания Эрмитажа (франц. ermitage — место уединения). Это одно из самых крупных в мире собраний произведений изобразительного искусства. Музейный комплекс занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж. Также у музея есть филиал — Дворец Меньшикова.
История создания и особенности Зимнего дворца.
Началось создание Зимнего дворца с Указа о постройке этого здания императрицы Елизаветы Петровны, который был подписан в марте 1755 года. Исполнять указ было поручено архитектору В. В. Растрелли. Но работу принимала в 1762 году уже взошедшая к этому времени на престол Екатерина II. Во дворце было на тот момент 1050 покоев, 117 лестниц, 1886 дверей и 1945 окон.
Длина фасадов здания составила почти два километра. До сих пор Зимнему дворцу нет равных в Европе. На берегу Зимней канавки в 1711 году для Петра I был сооружен Зимний дом. Он считается первым Зимним дворцом. То трехэтажное здание, которое можно увидеть сегодня, является пятым по счету. Оно сооружено в 1754-1762 годах. Здание представляет собой замкнутый четырехугольник.
Главные помещения — Тронный зал, театр, парадная лестница и храм — расположены в четырех угловых частях, которые соединены корпусами-галереями с анфиладой парадных залов на втором этаже. В центре при этом образован двор крестообразной формы. Фасады здания состоят из нижнего и верхнего поясов. Цокольный и первый этаж объединены колоннами ионического ордера, а два верхних этажа украшены ярусами колонн более пышного композитного ордера.
На углах колонны собраны пучками, затем они распределены то равномерно, то группами. Декоративные вазы и статуи расположены на балюстраде крыши. Около двух тысяч оконных наличников украшают различные львиные маски, головы ангелов, завитки.
Каждый из фасадов неповторим.
Невский выделяется сильно расчлененной протяженной двухъярусной колоннадой. С южной стороны (перед Дворцовой площадью) находится центральный, на высоте первого яруса, трехарочный въезд во двор. С запада и востока выступают боковые части здания. На зеленом фоне стен выделяются белые колонны и наличники, темно-желтые капители, лепнина и черные статуи. Здание обращено своими фасадами к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.
Со стороны Невы расположен главный, Иорданский, подъезд. В праздник Крещения члены императорской семьи и духовенство выходили через него для водосвятия к Неве. Со стороны Адмиралтейства находится подъезд Его Величества, выходящий на Разводную площадь между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством. А подъезд Ее Величества выходил на Дворцовую площадь. Именно через этот подъезд в октябре 1917 года в Зимний дворец ворвались восставшие солдаты и матросы.
Более тысячи помещений расположено в здании. Главная (Иорданская) лестница ведет на второй этаж к северной анфиладе парадных залов. Большая анфилада, цепь парадных залов, находится в южном направлении от парадной лестницы. С юго-востока к ней примыкает Большая церковь. Изначально церковь была освящена в честь Воскресения Христова в 1762 году. Вторичное освящение состоялось во имя Спаса Нерукотворного Образа год спустя.
Стены помещения покрывает позолоченный лепной растительный орнамент. Трехъярусный иконостас церкви был украшен иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен, авторами которых были И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Ф. А. Бруни позднее написал евангелистов на сводах потолка. До наших дней сохранился плафон работы Ф. Фонтебассо, изображающий Воскресение Христово.
Это единственное, что напоминает сегодня о былом назначении церковного зала, который был разорен в 1920-х годах. А над крышей дворца до сих пор поднимается золоченый купол церкви. В пристроенном с восточной стороны дворца новом корпусе находится Георгиевский (Большой тронный) зал архитектора Дж. Кваренги. Его площадь составляет 800 кв. м. Создан он был для торжественных приемов.
В торцовой части зала на мраморном ступенчатом основании был установлен трон, созданный в 1714 году английским мастером Клаузеном. Позже он был перенесен в Петровский зал. Зал оформлен разноцветным мрамором и золоченой бронзой. По всему периметру зала легкие хоры опираются на колоннаду коринфского ордера из белого итальянского каррарского мрамора. Из 16 пород дерева сделан наборный пол.
Рядом с Тронным залом в 1826 году по проекту К. И. Росси была сооружена Военная галерея с портретами русских полководцев, которые принимали участие в Отечественной войне 1812 года. Написаны портреты в 1819-1828 годах английским художником Дж. Доу при участии В. А. Голике и А. В. Полякова. Отражена тема 1812 года и в Александровском зале. О. Монферраном в восточном корпусе были оформлены Фельдмаршальский, Петровский (Малый тронный) и Гербовый залы.
Из-за неисправности печной трубы в 1837 году случился сильный пожар во дворце. Он длился более суток. За это время от здания остались только стены и своды первого этажа. К счастью, практически все музейные ценности, иконы, драгоценности императорской семьи, мебель удалось спасти силами пожарных и солдат Дворцовой роты. Восстанавливался дворец три года. Но все же только небольшой части залов удалось вернуть первоначальный вид.
Новую отделку парадных залов, гостиных и жилых комнат в следующие годы XVIII века вели архитекторы Ю. Фелттен, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, И. Старовым и Жд. Кваренги создали новые залы. С 1760 года, кроме периода 1881-1894 годов и времени после 1904 года, Зимний дворец выполнял функции резиденции российских императоров. В июле-октябре 1917 года здесь, в бывших покоях Николая II, разместилось Временное правительство.
В 1918 году начался переход здания во владения художественного и культурно-исторического музея — Государственного Эрмитажа. В 1922 музею принадлежало уже все здание. Считается, что Эрмитаж был основан в 1764 году. Тогда Екатерина II приобрела для своего частного собрания коллекцию фламандской и голландской живописи из 225 картин у берлинского купца И. Э. Гоцковского. Размещалась она первое время в Зимнем дворце.
Коллекции Эрмитажа включают около трех миллионов экспонатов. Наиболее известны среди экспонатов музея произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, собрание французских импрессионистов, известная коллекция Скифского золота. В 1783-1787 годах появилось выстроенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги трехэтажное здание придворного Эрмитажного театра. Со Старым Эрмитажем его соединяет высокая арка-мостик с галереей через Зимнюю канавку.
Главный фасад, который обращен к набережной, украшает коринфская колоннада. В нишах фасада расположены статуи и бюсты. Места для зрителей расположены амфитеатром. Стены украшают сделанные из искусственного мрамора коринфские колонны. Эрмитажный театр является завершающим элементом комплекса зданий, которые протянулись по Дворцовой набережной Невы и связаны арками и переходами с Зимним дворцом.
ХХ век.
Серьезные повреждения дворцу нанесла Вторая мировая война. От разрывов снарядов и бомб пострадали Малый тронный (Петровский) зал, была разрушена часть Гербового зала и перекрытий Растреллиевской галереи. Трудоемкие реставрационные работы растянулись на долгое время. Из тех помещений, что дошли до наших дней, особую художественную ценность представляют Александровский и Белый залы, лестница подъезда «Ее Императорского Величества», Ротонда, Арапский и Малахитовый залы.
Малахитовый зал замечателен тем, что это единственный сохранившийся образец оформления целого жилого интерьера малахитом. Украшают зал исполненные в технике русской мозаики восемь колонн и столько же пилястр из малахита, а также два, выполненных из этого камня, больших камина. Но, несмотря на все потери за время своего существования, Зимний дворец и сейчас является выдающимся памятником архитектуры барокко.
|