Свято Троицкий собор.
Свято-Троицкий собор на Музейной площади Саратова является памятником русского зодчества конца XVII - начала XVIII века и является старейшим и лучшим архитектурным произведением города. Особо чтимая святыня этого собора — чудотворный образ Нерукотворного Спаса, который находится за правым клиросом нижнего храма. Этот образ представляет собой репродукцию Нерукотворного Образа Спаса Андрея Рублева, написанного на стене Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.

История.
За время своего существования собор переименовывался несколько раз. Его называли Троицким, Свято-Троицкой церковью, Старо-Соборной церковью и Саратовским Троицким (Старым) собором. Находится он недалеко от Волги. Построен он был, как гласит предание, «с большого желания саратовских жителей и по благоденствию митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах».
Место для размещения Троицкого собора было выбрано не случайно. Главное здание города поставили на центральной площади, где проходили торговые пути, важные для всей страны: одни вели из Москвы в Нижнее Поволжье, другие — из Саратова в Астрахань, а третьи — из Саратова на Среднюю и Верхнюю Волгу. Ни каких-либо проектных данных, ни фамилии зодчего, строившего собор, до наших дней не сохранилось. Некоторые ученые считают, что автором проекта и строителем был один из крепостных графа Голицина.
О названии собора можно сказать следующее. В допетровской Руси собором или соборной церковью называли ту церковь, к которой причислялось несколько других приходских церквей и при которой учреждался собор (собрание) из священнослужителей этих церквей, представлявших особую корпорацию, церковное общество или братство. Причем во главе каждого собора священнослужителей стоял один «соборский» или «поповский староста», которого они сами избирали из своей среды, и который заправлял делами собора. Также в его обязанности входило наблюдение над приходскими церквами.
Насчет названия «Троицкий» имеется такое предположение. По одной из версий собор был построен стрельцами — коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня — Троице-Сергиева Лавра с его Троицким собором. Возможно, именно эти стрельцы и дали новому храму наименование «Троицкий собор». Первоначально, как это и было принято на Руси, церковь возвели из дерева.
Многочисленные свидетельства говорят о том, что постоянные пожары не один раз уничтожали деревянный храм. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел в очередной раз, жители города решили построить вместо него каменный. Однако дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, и только 9 июня 1689 года астраханский митрополит дал свое высокое благословение на строительство в Саратове каменного Троицкого собора. Новый храм состоял из трех отделений: алтаря, средней, подкупольной части и трапезной, к которой с западной стороны примыкала небольшая галерея.
Собор выстроили в новом «нарышкинском» архитектурном вкусе, впоследствии получившем название московского барокко. Для стиля характерны «изукрашенность» и декоративность здания, а также кирпичное узорочье с белокаменными деталями. Этот стиль стал ознаменованием перехода к архитектуре нового времени. Праздничность, многоцветность, простота объемов, особая сработанность частей имеют крепкие корни в народном искусстве.
На строительство Троицкого собора ушло около сорока лет, и было окончено оно, примерно, в 1722 - 1723 годах. Всего престолов в нем было четыре. Один из них был назван в честь Успения Божией Матери, в правом приделе находился престол во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобной мученицы Евдокии.
Сложная и выразительная композиция собора складывалась постепенно, дополняясь новыми элементами, но, не утрачивая целостности. Сначала храм и колокольня в форме восьмигранника были сооружены отдельно, но позже их объединили крытой галереей и трапезной. Облик трехъярусного храма напоминал собой естественно растущий вверх организм, в котором с высотой усиливается пластичность и декоративность форм.
Главной отличительной чертой архитектуры Троицкого собора стала декоративность: здесь все, начиная со стройной колокольни и заканчивая кружевными наличниками окон, словно взывает к радостям мирской жизни. «Архитектурную проповедь» земных благ дополняют красочные узоры, яркая покраска стен и блеск оконных витражей.
Триста лет прошло с тех пор, как Троицкий собор украсил собой Саратов. В древних летописях встречается упоминание о том, что во время своего путешествия по Волге в 1722 году, отправляясь в Персидский поход, Петр I вторично посетил Саратов и даже осматривал собор, который в то время был окружен лесами. На них, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.
В 1937 году храм был закрыт, и со второй половины 1942 года передан в аренду. Через пять лет, в 1947 году, его возвратили Русской Православной Церкви. Сюда вернулся из краеведческого музея чудотворный образ Спаса Нерукотворного. В 1972-1976 годах по проекту ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова и под его личным руководством в храме были проведены реставрационные работы, золочение крестов, куполов и подзоров, а также обновлены здания собора и росписи в верхних и нижних церквях.
В 1988 году в Свято-Троицком соборе прошли торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси. Через год здесь был возобновлен колокольный звон, а в 1993 году его посетил Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II.
Сегодня.
До 2001 года Свято-Троицкий собор был кафедральным. В настоящее время в нем проводятся ремонтно-восстановительные работы, однако богослужения не прекращаются и проходят в верхнем храме. Последний раз Троицкий собор ремонтировали специально приглашенные из Санкт-Петербурга мастера. С тех пор прошло 30 лет, а для действующего памятника архитектуры, которому перевалило за три сотни лет, такое испытание стало достаточно серьезным.
Сейчас рабочие заканчивают перекрывать крышу и укреплять фундамент. Накренившаяся колокольня храма, которую местные жители прозвали «пизанской башней», наконец-то перестала падать. Однако нижний храм сейчас в ужасном состоянии. Кроме того, вокруг храма необходимо снять слой грунта, чтобы восстановить гидроизоляцию, ведь из-за ее нарушения грунтовые воды размывают кирпич. Поэтому в ближайшее время важно отопить храм, чтобы сберечь настенную роспись и само здание.
Сегодня при храме действует Воскресная школа, посещать которую могут дети в возрасте от 8 до 14 лет. Занятия, на которых изучаются Закон Божий, литургия, пение, рисование и рукоделие, проходят по воскресным дням. Каждую субботу настоятель собора иеромонах Пахомий (Брусков) проводит здесь тематические встречи с прихожанами. На них обсуждаются темы церковного этикета, повседневной церковной жизни и поднимаются актуальные проблемы духовной жизни в современном мире.
|