Спасо Евфимев монастырь.
Иногда Спасо-Евфимиев монастырь именуют «русской Бастилией». Уже в XVIII веке здесь была создана тюрьма для «безумствующих колодников». Ссылали сюда на покаяние опальных сановников, а также лиц духовного звания, разного рода сектантов и еретиков. Здесь находились в заключении несколько участников пугачевского восстания, а также декабрист Ф. П. Шаховской.

История.
Монастырь основан в 1352 году на северной окраине Суздаля князем Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса и одновременно как крепость. Основателем монастыря считают преподобного Евфимия Суздальского. Обитель находится в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
По просьбе суздальских князей в 1352 году настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего ученика Евфимия для того, чтобы основать монастырь. На выбранном месте архиепископ Суздальский Иоанн установил крест. Также здесь были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.
Монастырь уже в XV веке обладал немалым количеством богатств. В его ведении находилось множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Их жаловали монастырю князья и бояре, которые благоволили к обители. Спасо-Евфимиев монастырь владел и примыкавшей к нему большой слободой Скучилихой. В ней были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Проживали в слободе каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
В 1670 - 1680-е годы монастырь был окружен крепостными стенами с двадцатью башнями разной формы, а также с бойницами и амбразурами. В сторону города была обращена главная линия монастырских укреплений. Причиной такого расположения стали особенности того времени и страх знати перед восстаниями.
Спасо-Евфимиева башня является проездной. Она представляет собой огромную, четырехугольную конструкцию высотой в 22 метра. Увенчана она крутым шатром с башенкой, а также флюгером в виде флажка. В XVI веке появилась Надвратная Благовещенская церковь. Но первые упоминания о ней как о каменной встречаются только в 1628-1629 годах. Основу архитектурного ансамбля монастыря представляет Спасо-Преображенский собор. Появился он в середине XVI века. Спустя сто лет, собор был покрыт богатой росписью.
На юго-восточном углу собора расположена небольшая придельная церковь. Построена же она была намного раньше основного храма, в 1507-1511 годах. Сооружена церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Расписан храм был в 1689 году артелью костромских мастеров во главе со знаменитыми Гурием Никитиным и Силой Савиным. Среди сюжетов росписи можно встретить портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а также великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Роспись Евфимиевского придела представлена сценам из жития преподобного Евфимия Суздальского. Главным храмом монастыря является Спасо-Преображенский собор (конец XVI в.). Возведен он в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Отличается монументальностью и строгостью. В соборе сохранились фрески XVI в. Они были открыты реставраторами на фасадах.
В Спасо-Преображенском соборе хранилась очень древняя Корсунская икона Божьей Матери, которую привез из Греции первый епископ Суздальский Федор. В 1590 году по заказу Демида Ивановича Черемисинова, казначея при царе Федоре Ивановиче, для этой иконы была создана серебряная риза. Хранились в ризнице монастыря и богатые вклады князя Пожарского.
Восточнее Спасо-Преображенского собора расположена Никольская больничная церковь, построенная в 1669 году. В ней располагалась больничная палата для монастырской братии. Первый этаж двухэтажного корпуса перекрывали сомкнутые своды. Он выполнял функции трапезной. На втором этаже располагались больничные покои. Ряд небольших окон покоев украшали резные наличники.
Никольская церковь предназначалась для молений больных монахов и узников монастырской тюрьмы. Декор ее скромен. Венчает церковь одна деревянная главка. Оживляют гладкую белую стену храма перспективный портал, окна с наличниками, а также ряд кокошников. В настоящее время в здании находится «Золотая кладовая».
«Золотая кладовая».
Открыла свои двери обновленная в процессе реконструкции «Золотая кладовая» Спасо-Евфимиевого монастыря весной 2006 года. Более полувека шел процесс сбора сокровищ для Суздальской кладовой. Столь обширной коллекцией драгоценностей XI-XIII веков может похвастаться далеко не каждый музей России. «Золотая кладовая» в путеводителях Суздаля появилась впервые в 1977 году.
Представлены в экспозиции предметы церковной утвари в золоте и серебре. Вплоть до XVIII-го века церковь оставалась главным заказчиком для ювелиров. Здесь можно увидеть кованую серебряную чашу — сокровище XVI-го века. По ее венцу написана предостерегающая надпись: «Проклят будет тот, кто попытается чашу украсть».
Звонница монастыря появилась в первые десятилетия XVI века. Впоследствии она несколько раз была перестроена. В ее основании находилась небольшая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. К звоннице в 1599 году был пристроен еще один пролет и два в 1691 году. Сооружение венчалось палаткой — «часозвоней». Старые колокола, из которых самый старый датировался 1560-м годом, украшали звонницу. В настоящее время на звоннице расположены 17 разных по величине колоколов.
Успенская церковь.
В 1525 году была возведена Монастырская трапезная с шатровой церковью. Трапезная была украшена фресками, которые до наших дней не дошли. Успенская церковь (1525 год) объединяет в себе церковь и трапезную палату, бывшую хозяйственным строением. Шатровая центрическая церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Венчает ее шатер, который опирается на два яруса кокошников. Под гладким граненым шатром устроена деревянная кровля — полица.
В хозяйственных помещениях трапезной палаты размещались складские помещения, кухня, просторный трапезный зал, перекрытый сложной системой сводов, которые поддерживали стены и центральный столп. Богатые запасы монастырской провизии хранились в подвалах под трапезной. В XVIII веке монастырь был переоборудован в тюрьму. В нее в дальнейшем ссылали некоторых декабристов.
В Спасо-Евфимиевском монастыре был погребен князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский. Он считался одним из лучших воевод Василия Темного, известен этот человек своими победами над князем Дмитрием Шемякой при Костроме и над новгородской ратью под Рузой. Некоторые из князей Хованских, весь род князей Пожарских, включая самого национального героя России князя Дмитрия Михайловича Пожарского, также похоронены в монастыре.
В Спасо-Евфимиевском монастыре был похоронен прах князя Пожарского, который некогда стал спасителем государства. Над его могилой возвышался мраморный памятник, но после 1917 года он был снесен. Место захоронения утеряно. Позже монастырь служил казармой, концлагерем, а во время войны — лагерем для военнопленных, где содержали взятого в плен под Сталинградом фельдмаршала Паулюса. До апреля 2006 года в монастыре проводились обширные реставрационные работы.
Сегодня.
В настоящее время комплекс Спасо-Евфимиева монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас здесь расположен музей, в стенах которого размещены экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс - часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
|