Христорождественский женский монастырь.
К монастырю этому всегда относились с особым почетом члены царской семьи. В XIX веке вдовствующая императрица Мария Федоровна одарила новую Спасскую церковь монастыря позолоченными сосудами с финифтевыми образами и многими другими вещами. Императрицей Елизаветой Алексеевной на строение церкви были пожалованы 500 рублей и царские одежды на ризницу. Также свои одеяла подарили храму Великие Княжны Мария, Екатерина и Анна Павловны.

Месторасположение.
Монастырь находится на высоком правом берегу реки Тьмаки среди городской застройки. В старину это место именовали Горками.
История.
Согласно преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь появился в конце XV века. Постройка существующих каменных построек монастыря относится к концу XVIII - началу XX века. Композиционный центр монастырского ансамбля являет собор Рождества Христова. Строительство этого собора было начато в 1810 году на вклады царской семьи. Но почти готовое здание рухнуло в 1813 году. Лишь через семь лет было закончено строительство существующего ныне двухэтажного собора. Проект храма создал архитектор К. И. Росси, работавший в это время в Твери.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Грамота, выданная игуменье Ефимии великим князем Василием Ивановичем в 1514 году, является первым письменным свидетельством, из которого следует, что в это время монастырь уже существовал и владел значительной собственностью. Первый монастырский каменный храм с колокольней был заложен в 1765 году. До того времени все постройки были из дерева.
Вместо деревянной ограды в конце XVIII - начале XIX века была сооружена новая кирпичная с угловыми башнями и двумя воротами. Над восточными воротами была возведена колокольня. А над западными воротами построили Спасскую церковь с настоятельским и трапезным корпусами, которые были поставлены в линии ограды.
В 1810 году на месте деревянной Христорождественской церкви закладывается одноименный каменный собор, который был построен на вклады царской семьи. Он был освящен в 1820 году. Троицкая церковь с больничным корпусом строится в 1830-1832 гг. юго-западнее собора. Территория монастыря представляла собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад, с застройкой симметрично продольной оси, закрепленной на западе надвратной церковью, а на востоке — надвратной колокольней.
Собор занимал центральную часть, являясь композиционной доминантой всего ансамбля. Монастырская территория увеличивается вдвое в южном направлении и застраивается деревянными кельями во второй половине XIX в. Новый участок обносится кирпичной оградой с угловыми башнями. Церковь Николая Чудотворца строится в 1882 г. с внешней стороны новой южной ограды монастыря. Это церковь для рабочих бумагопрядильной фабрики.
Воскресенский собор - последнее крупное сооружение монастыря, возведенный у его западного входа. Его основание относится к началу XX века. К началу XX века сложилась планировочная структура монастыря, и главные его сооружения в основном сохранились. Разрушение трехъярусной со шпилем надвратной колокольни, кирпичной ограды с башнями и деревянной застройки стали наиболее значительными утратами для силуэта комплекса.
Раньше над воротами в восточной части монастыря возвышалась каменная трехъярусная колокольня со шпилем. Вес самого большого колокола составлял 528 пудов. Он был отлит в Москве на монастырские средства. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями. В ограде были устроены трое деревянных ворот для проезда и двое - для крестных ходов. В 1920 году монастырь был закрыт. Все постройки были заняты под гражданское жилье.
В 1925-30 годах исчезла колокольня. Ее просто разобрали. Была снесена ограда с башнями. Многие годы в главном храме обители, Христорождественском соборе, были склады, в 60-е годы - спортзал. Для организации спортивных занятий пол в храме был поднят на 1,5 м. В подвальных помещениях был устроен нижний цокольный этаж с раздевалками, душевыми, сауной. Наверху, в центральной части храма появилась баскетбольная площадка, а в алтарной части и его пределах находилась секция культуризма.
В 1999 года на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. Монахиня Лариса (Лобанова Любовь Яковлевна) стала настоятельницей монастыря. В январе 2000 года впервые после многих лет запустения была совершена Божественная литургия. В феврале того же года состоялось освящение креста для центрального купола. К Рождеству 2002 года появилась маленькая, 2,5 х 2,5 м, деревянная звонница.
А в течение 2003 года прошел полный ремонт кровли монастырского соборного храма в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Также было отремонтировано несколько келейных помещений сестринского корпуса. Они были частично возвращены обители.
Архитектура.
Монастырское здание выполнено в стиле позднего классицизма. Оно сложено из кирпича и оштукатурено. Его детали сделаны из белого камня. Прямоугольный в плане объем венчает торжественное пятиглавие. Четырехколонные портики тосканского ордера с фронтонами украшают фасады с небольшим ризалитом в центре. Поясом по верхней части стен проходит дорический фриз. Этот храм построен без внутренних опор. Восемь лотков, опирающихся на подружные арки, и выступающие из стен пилястры, сходятся у кольца, поддерживающего широкий барабан.
В углах кубического объема помещены элементы сомкнутого свода, упирающиеся в арку, поддерживающую диагональный лоток, - таким образом, осуществлен переход от кубического объема храма к восьмиграннику, перекрытому лотковым сводом со световым куполом. Стенки барабана сужаются кверху. Храм своей архитектурой является подражанием Софии Константинопольской.
Сегодня.
От монастыря XV века до наших дней сохранились лишь Христорождественский (1820 год) и Воскресенский (1913 год) соборы, корпуса жилых и хозяйственных помещений. В будущем планируется восстановление разрушенной колокольни и ограды вокруг монастыря. В с. Ушаковские Горки при монастыре имеется подворье с храмом святого Николая.
Там местные власти для ведения подсобного хозяйства выделили 0,5 га земли. На этом участке был построен для хозяйственных нужд дом. В воскресные и праздничные дни в храме подворья монастырским священником совершается богослужение.
|