Путевой дворец.
Путевой дворец предназначался для отдыха русских царей во время их поездок между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь неоднократно останавливались Екатерина II, Павел I и Александр I. Позже дворец приобрел статус резиденции тверских губернаторов. А с 1866 года здесь был открыт один из первых в России провинциальных краеведческих музеев.

Месторасположение.
Дворец находится на территории бывшего Тверского Кремля, на месте архиерейского дома, который пострадал при пожаре 1763 года.
История.
Путевой дворец представляет собой памятник архитектуры, который был сооружен в 1764-1777 годах. Выстроен он в стиле барокко по проекту архитектора П. Р. Никитина и при участии М. Ф. Казакова. Путевой дворец был предназначен для отдыха членов царской семьи и свиты, следовавшей по пути из Петербурга в Москву. Это и дало дворцу такое название.
Комплекс дворца включал в себя центральный корпус с парадным двухсветным залом, западный и восточный флигели, которые заканчивались двумя крестообразными в плане павильонами. К Путевому дворцу были пристроены служебный флигель с двухэтажной центральной частью и одноэтажными крыльями, а также конюшни и каретный сарай.
В 1809 году архитектор К. И. Росси произвел реконструкцию Путевого Дворца. Эта перестройка потребовала от Росси применить все свои многосторонние знания. Архитектор усилил роль дворца в застройке городского центра. Значительно был расширен комплекс служебных построек, которые требовались для обслуживания двора. Так, появилась галерея, которая объединила со стороны сада подсобные корпуса. Была построена оранжерея, определенным изменениям подвергся кухонный корпус, а также был удлинен каретный сарай.
Росси было уделено большое внимание садово-парковому окружению дворца. Регулярный сад перед дворцом на берегу Волги в результате был совмещен с пейзажным. Это сохранило его трехлучевую композицию. В парке появились 32 статуи работы С. Кампиони, привезенные из Петербурга. В северо-восточном углу дворца был возведен пандус-мост на арках. Он соединил внутренние помещения с парком, а также с видовой площадкой на берегу Волги.
Основное внимание архитектор уделил самому дворцу. В камне были отстроены две деревянные галереи, которые соединили боковые павильоны с центральной частью. В центральном объеме и крыльях дворца появились классические портики ионического ордера и ступенчатые аттики с барельефами. Позже архитектор Резанов завершил их включением женских фигур.
Превращение дворца в постоянную резиденцию генерал-губернатора подразумевало также появление помещений для членов двора великой княгини, канцелярии принца, приемных и так далее. Росси была использована анфиладно-коридорная система планировки. В центральной части здания расположился Главный зал с рядами высоких окон с двух сторон. Парадный вид ему придавали пилястры и скульптурная лепка потолков.
Стены были облицованы в светлых тонах, камины украсил белый мрамор, для музыкантов были устроены открытые хоры, на пол был уложен наборный паркет. Интерьеры дворца украсила мебель, специально изготовленая в модной петербургской мастерской Гроссе: кресла, диваны, канделябры из палисандрового дерева с золотой инкрустацией в стиле ампир. Когда Великая княгиня была еще девицей, к ней сватался сам Наполеон Бонапарт. Но получил отказ. Багратион в нее безнадежно был влюблен.
В Путевом дворце с 1809 по 1812 год обитала Екатерина Павловна, любимая сестра Александра I. Она была яркой личностью своей эпохи. В Твери она устраивала во дворце балы, организовала салон. В декабре 1812 года внезапно скончался муж Екатерины Павловны Г. Ольденбургский. Спустя год она навсегда покинула Тверь.
Надолго опустел Путевой дворец. После строительства Николаевской железной дороги исчезла необходимость в путевых дворцах на «государевой дороге». Александр II был огорчен запустением дворца. По его повелению была начата вторая реконструкция дворца. Ее проведение было поручено придворному архитектору А. И. Резанову. В 1867-1871 годах архитектор А. И. Резанов внес свои изменения в декоративное оформление фасадов.
В западном флигеле дворца в 1897 году был размещен исторический музей. С 1898 Путевой дворец выполнял функции резиденции тверских губернаторов. Здесь бывали такие видные деятели русской культуры, как историк Н. М. Карамзин, художник О. А. Кипренский, баснописец А. Е. Измайлов, писатель И. И. Лажечников, поэты В. А. Жуковский, Ф. Н. Глинка и многие другие.
После наступления 1917 года дворец заняли Советы рабочих и крестьянских депутатов, губисполком, штаб Красной гвардии. Здание дворца понесло невосполнимые потери в период Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года оно было разрушено и сожжено немецко-фашистскими оккупантами. Восстановили дворец в 1942-1948 годах. Автором проекта стал архитектор И. Е. Бондаренко.
Легенды.
Очень часто в старинных зданиях встречаются различные аномальные явления. Они связаны обычно с личностями, которые жили здесь раньше. В 20-х годах ХХ века во дворце находились: городская библиотека, правление Общества изучения Тверского края, музей, в 1935-1961 годах облисполком и другие учреждения. В старинном здании Путевого дворца с метровыми стенами действительно время от времени слышатся какие-то шорохи, скрипы.
Но ведь это можно объяснить чисто физическими причинами, например, шелестом ветра в продушинах. Однако люди утверждают, что в дворцовых стенах бывают настоящие аномалии. В частности, в восточной башне Путевого дворца не раз видели даму в белом. Она неожиданно появлялась, проплывала по воздуху и также неожиданно исчезала. Во время одного из обходов помещений сотрудницы картинной галереи, проходя через Розовый зал, заметили полупрозрачные очертания женской фигуры в белом платье.
Этот случай натолкнул на мысль о том, что видение выходит из картины. Дело в том, что на стене Розового зала находится портрет Екатерины Павловны, любимой сестры Александра I и супруги генерал-губернатора Тверского и Новгородского принца Георга Гольштейн-Ольденбургского. Этот портрет был написан художником А. Ф. Ризенером в начале XIX века.
Современное состояние.
В настоящее время в здании дворца расположены государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей, а также Тверская областная картинная галерея.
|