Софийский собор.
Софийский собор являет собой шедевр древнерусского церковного зодчества. Этот древнейший памятник каменной архитектуры России лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и на целое столетие старше собора Парижской Богоматери.

Предшественник и исторические обстоятельства построения.
Летописи XVI-XVII веков сохранили известие о постройке в 989 году Софийского собора «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Епископской улицы, где в 1167 году былинный гость Сотко (Садко) Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Место разобранной во второй половине XVIII века церкви определяется точно. Раскопки, проведенные Новгородским музеем в 1940 году, вскрыли нижние части стен этого большого храма. Он стоял в южной половине Кремля, южнее Боярских водяных ворот.
Одна из его стен шла на месте северной стены небольшой церкви Андрея Стратилата, сохранившейся до наших дней. София, созданная из дуба, сгорела в 1045 году. Сразу после пожара новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм. Строительство завершилось через пять лет. Это можно считать довольно быстрым строительством, так как на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича.
Архитектурные особенности.
С трех сторон (кроме восточной) к собору примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI — XVII века).
Первоначальный пол собора был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV веке. Очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря. На его золоченом кресте уже почти тысячу лет сидит голубь. Легенда гласит о том, что «летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и окаменел.
А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец». Значительный интерес представляет западный фасад собора, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей новгородцев. Он был захвачен в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 году.
Технические особенности.
Основные размеры собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы — 38 м. Стены собора сложены из известняка различных пород (волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков) и булыжников.
Исследователи считают, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Храм является главным сооружением города. Он, в какой-то мере, олицетворял сам Новгород и его независимость. София Новгородская уже в 30-х годах XII века перестала быть княжеским храмом и превратилась в главный храм Новгородской вечевой республики.
На площади перед собором проходили бурные веча, на которых новгородцы выбирали себе владыку. Обычно на вече выбирали трех кандидатов, а затем бросали между ними жребий. Слепец или мальчик брали два жребия с церковного престола, и тот, чей жребий оставался, становился новгородским владыкой.
Храм Святой Софии.
В 1916 году в храме Премудрости побывала императрица Александра Федоровна. Позже она поделилась впечатлениями: «Как великолепен Софийский собор! Только, стоя прямо перед ним, нельзя хорошо его рассмотреть. Служба длилась два часа. Пели великолепно. Мы прикладывались ко всем святыням. Дивные, старинные иконы, ранее находившиеся в разных церквах, монастырях, заброшенные, покрытые пылью. Их стали очищать, и проглянули дневные свежие краски — очень интересно и мне бы хотелось в другой раз подробно рассмотреть все это.
Так много старинного и исторического в Новгороде, что чувствуешь себя как бы перемещенной в другую эпоху». В 1930 году Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана, а многие произведения монументальной живописи погибли.
В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки: «Рукописная и старопечатная книги», «Софийский дом в экономике и культуре Новгорода», «Софийские граффити». Теперь сотни паломников прибывают в Софию, чтобы поклониться ее святыням. В 2000 году собор Софии Премудрости Божией отметил свое 950-летие.
|