Великий Устюг.
Великий Устюг — один из древних городов-заповедников русского зодчества и градостроительного искусства XVII-XIX столетий. В XII веке город получил титул «Великий» за значительный вклад в развитие торговли русского государства. В наше время он является центром редкостных ремесел, известных архитектурных памятников и музейных экспозиций.

Месторасположение.
Великий Устюг вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места ее слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города — Усть-Юг, так и в его гербе. Союз двух рек имеет уже новое название — Северная Двина. Город расположен примерно в 450 километрах от Вологды на северо-восток, в одном из самых удаленных углов Вологодской области, вблизи ее границы с Архангельской и Кировской областями.
Дороги, транспорт.
Основной способ добраться до Великого Устюга — поездом до станции Ядриха (прямое сообщение с Москвой, Петербургом, Архангельском; подойдут поезда на Воркуту, Лабытнанги, Котлас, Сыктывкар) и далее автобусом до города. Время пути сокращается часа на три, если ехать поездом лишь до Вологды, а там пересесть на прямой автобус до самого Устюга. Минусы — автобус ходит шесть раз в неделю и идет целых 9,5 часов.
Можно также добраться из Вологды до Устюга на самолете — это всего вдвое дороже, чем на автобусе, но в десять раз быстрее. Самолет летает лишь два раза в неделю. Самый невыгодный по времени способ, хотя и самый простой — воспользоваться прямым вагоном Москва — Великий Устюг.
Главные дороги из Великого Устюга ведут на Вологду через Тотьму, на Урень через Никольск и Шарью, а также на железнодорожную станцию Ядриха. Это маленькая станция примерно в 60 км от Устюга на магистральной железной дороге Коноша — Воркута. Останавливается большинство поездов. Пункты назначения — Москва, Петербург, Архангельск, Вологда, Котлас, Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги. От Ядрихи отходит ветка до самого Устюга, но по ней ходит всего один пассажирский поезд в день.
В окрестностях Великого Устюга наиболее оживлена дорога на Ядриху и далее до Щипицыно в связи с близостью крупного промышленного центра Архангельской области — Котласа. Все существующие автомобильные мосты через Северную Двину (два) расположены в Архангельске (свыше 600 км от Устюга). Для того, чтобы попасть из Великого Устюга в Котлас на автомобиле, надо либо воспользоваться понтоном в Щипицыно, либо железнодорожной переправой (по железнодорожному же мосту) со станции Ядриха до станции Сольвычегодск.
История.
Тысячу лет назад на месте Великого Устюга стоял нетронутый лес. Стеной возвышались вековые деревья по берегам рек Сухоны, Северной Двины и Юга. Среди леса редкими были поселения, и одним из таких поселений был древний город Гледен, расположенный на высоком мысу при слиянии Сухоны и Юга. Издревле Север представлял собой край бесконечных, непроходимых лесов, где продвигаться можно было только водными путями, а все развитие этого района обуславливало преодоление водораздела рек Северного и Балтийско-Каспийского бассейнов «волоком».
Эти богатые земли поэтому стали называться «Заволочьем», а населявшие их финно-угорские племена — «чудью заволочской». Пушнина, рыба, соляные источники привлекали сюда предприимчивых соседей. Уже в ХI веке на Двинскую землю началось упорное наступление новгородцев, и, несмотря на сопротивление местного населения, к началу ХII века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию.
Однако, в первой половине ХII века, с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, началась колонизация с «низу», из Волго-Обкского бассейна. Южная часть Заволочья стала ареной борьбы могучих соседей, в результате которой новгородцы захватили верхнее и среднее течение Сухоны - Вологду и Тотьму. Нижнее же течение реки оказалось в руках выходцев из Владимиро-Суздальских земель, которые для закрепления своих позиций на стыке крупных рек Юг, Сухона и Северная Двина близ древнего Гледена основали новый город Устюг.
Свое название город получил от размещения близ устья реки Юга: позднее это характерное положение города у слияния двух больших рек было принято в основу композиции его герба, на котором дано символическое изображение «Водолея», сливающего воду из двух кувшинов в одно место. Точная дата основания Устюга неизвестна, но первые летописные упоминания о нем относятся к 1207 году.
В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли поменялись.
В XVII-м веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны. Храбрые воины в XIII веке, талантливые художники и зодчие, предприимчивые купцы и ремесленники, отважные землепроходцы и мореходы Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Шилов, Тимофей Булдаков, В. Атласов, Михаил Неводчиков, Никита Шалауров и другие сыграли важнейшую роль в историческом процессе освоения природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Тихого океана.
Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах — «кочах», Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам.
Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнев на 80 лет раньше. Именем Дежнева теперь называется самая восточная точка Азии. В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». Теперь в его честь назван город Хабаровск.
Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения В. Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к «неведомым землям». Начальником был назначен Витус Беринг.
Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а ее участники на две трети состояли из ее жителей. С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение.
Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.
Вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка — сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал, утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине XIX-го века железные дороги обходят город стороной, и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение и величие.
Чем знаменит город.
На левом берегу реки расположены музей под открытым небом — церковь Вознесения (1648 год) — самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества, Прокопьевский собор 1668 года, храм Иоанна Устюжского 1663 года, Богоявленская церковь 1689 года, Спасо — Преображенский храм с шатровой колокольней 1696 года, Сретенско — Преображенская церковь 1739 года, величественное здание главного храма города — Успенского собора — с его двойной колокольней (XVIII века).
А на правом берегу, в Дымковской слободе, стоят, отражаясь в воде, церкви Дм. Солунского 1708 года и Сергия Радонежского (1739-1747 годов). Ниже по течению, словно парит над землей, ансамбль Троице — Гледенского монастыря, иконостас которого признан шедевром иконописи мирового значения.
Сегодня.
Город Великий Устюг, районный центр Вологодской области, имеет статус города-заповедника. Великий Устюг — современный промышленный центр. Сегодняшний Великий Устюг славится серебрено-черневыми изделиями всемирно известного завода «Северная чернь», изделиями фабрики «Великоустюжские узоры», сохранившей народный промысел XVIII века — резьбу по бересте и дереву. Далеко за пределы России идет продукция красавинских ткачей и Великоустюжской щетинно-щеточной фабрики.
Важным моментом в жизни города является ежегодный ледоход. Реки Сухона и Юг имеют огромную площадь водосбора, глубина снежного покрова зимой может достигать полутора-двух метров, соответственно, паводки удаются на славу. Крупные неприятности происходят в случае возникновения ледяных заторов на Северной Двине, ниже Великого Устюга по течению. Так, весной 1997 года произошло сильнейшее наводнение, затопившее большую часть окраин.
Старый город, впрочем, оказался практически незатронутым. Расположенный ближе к реке, он немного возвышается над окрестностями. Сегодняшний Великий Устюг — город с населением более 35 тысяч человек, пристань и порт на реке Сухоне, туристический центр и уникальный город-музей под открытым небом. Много веков он удивляет самобытностью художественных промыслов, в том числе редчайшим из них «морозом по жести», первозданностью величественных лесов, обилием разнообразной живности.
Великий Устюг славится качеством воды из своих артезианских источников. Центр практически лишен современной застройки. И движение автотранспорта здесь ограничено. Одна из главных улиц города — идущий параллельно набережной Советский проспект — и вовсе пешеходный. В городе местами продолжают нести свою службу деревянные тротуары.
|