Дмитриевский собор.
Владимиро-Суздальское княжество во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо находилось в зените своей славы. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот расцвет Владимирской земли. Также Храм строился как дворцовая церковь этого князя в честь его небесного покровителя Дмитрия Солунского, а также по случаю рождения у князя сына Дмитрия.

История.
Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами, и возводили его только русские мастера. В 1237 году храм был разграблен и поврежден татарами. Впоследствии он еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837-1839 годах "знатоки русского стиля" по распоряжению Николая I провели "реставрацию". В результате собор должен был приобрести "первобытный вид".
Но в итоге он был сильно изуродован и даже начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы смогли отчасти вернуть храму его первозданный облик. Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с некоторыми выходцами с Балканского полуострова (болгарами, далматинцами или сербами). Поэтому в белокаменном убранстве собора имеется множество средневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.
Особенности.
В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из "Страшного суда". Это явилось огромным событием, так как было обнаружено одно из лучших произведений древнерусской живописи. В системе декоративного убранства Дмитриевского собора главной является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма.
Образ царя Давида-псалмопевца - это ключ к пониманию символики белокаменной резьбы собора: "Всякое дыхание да хвалит Господа!" Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены внутри собора столь удивительными по красоте фресками, что приводили молящихся просто в изумление. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками, но и эта живопись не сохранилась.
Внутри храм кажется небольшим. Он, действительно, невелик, так как строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Самое удивительное то, что собор простоял до наших времен. Его разоряли татаро-монголы, храм трижды горел, а во время советской власти здание храма превратили в склад, золото с иконостаса смыли, иконы сожгли. От сырости в белокаменных стенах появились трещины, барельефы стали разрушаться на глазах. Позднее реставраторы каждый камень отчищали от плесени и покрывали специальным водоотталкивающим раствором.
В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней. В Дмитриевском соборе есть немало реликвий: икона («доска гробная») св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм в 1197 году, а впоследствии попавшие в Москву, вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 году новоделом.
После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки – надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И.Воронцова, поставленное в 1804году его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры – «плакальщица», склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном – изготовлены в Англии. В 1992 году Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 2005 году в Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В соборе нет традиционных музейных витрин и стендов. Их заменили произведения современной технологии – стекло, в том числе триплекс, металл и электронная графика. Выставка, оставляя свободным пространство храма, дает разностороннее представление об этом уникальном памятнике древнерусской культуры.
|