Вогодский Кремль.
Этот исторический комплекс создавался в течение нескольких столетий, начиная с XVI-XVII вв. Иван Грозный лично наблюдал за возведением крепостных стен в Вологде. Видимо, царь предполагал основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию.

История.
По приказу Ивана IV Грозного начал возводиться Кремль. Согласно плану, его территория должна была быть в 12 раз больше территории Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила в присутствии царя 28 апреля 1565 года. Это был день святых апостолов Иасона и Сосипатра. В связи с этим событием у города появилось позже другое название — Насон-город. Оно было увековечено в песнях и преданиях. Градостроительными работами руководил Размысл Петров — один из лучших русских инженеров XVI века.
Очевидно, предполагая основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию, царь в 1565 — 1571 году довольно часто бывал в Вологде. Он очень внимательно следил за сооружением крепости и каменного Успенского (Софийского) собора. Но после ликвидации опричнины изменились и планы царя. В результате кремль так и не был построен. Вологодский Кремль, который можно увидеть сегодня, создавался несколько столетий. Это обусловило внешнее различие построек и отсутствие единого стиля у всего комплекса.
Особенности.
К Вологодскому кремлевскому комплексу относят обычно бывший Архиерейский дом (в основном благодаря его высоким крепостным стенам), а также неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню.
Архиерейский двор.
Все постройки Кремля до середины XVII века были деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, главными из них были восточные Святые с прорезной решеткой, украшенные иконами и увенчанные тремя шатрами. В середине XVII века шатры над Святыми воротами были заменены новой домовой Трехсвятной церковью. Позже церковь была разобрана, но главные ворота все же долго еще именовали и Трехсвятными, и Святыми.
Большой трехэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова — второе по времени постройки каменное здание Архиерейского двора. Корпус был назван так по имени архиепископа Симона, при котором он и был построен в 1669 — 1671 годах.
Безымянный корпус.
При епископе Пимене в первой половине XVIII века появился Безымянный корпус Архиерейского дома. Он был пристроен к северному торцу Экономского корпуса. Здание представляло собой простое двухэтажное здание, как бы соподчиненное Экономскому в функциональном отношении. В Безымянном корпусе располагались казенная и казначейская кельи.
Воздвиженская (надвратная) церковь.
В архиерейской ограде, построенной между 1670 и 1672 годами, изначально было несколько ворот. Практически все они в настоящее время заложены. Вместо шатрового верха в конце XVII века над главными Святыми воротам, выходящими к Софийскому собору, была построена небольшая надвратная Воздвиженская церковь.
Крестовая галерея.
Крестовая галерея, построенная в XVIII в., представляет собой двухъярусный переход, который соединяет церкви Рождества Христова и надвратную Воздвиженскую. Крестовая галерея была сверху открыта до середины XIX столетия. В ненастную погоду это причиняло определенные неудобства. По этой причине в 1850 году галерею переделали: четырехугольные каменные столбы, поддерживающие ее, были продолжены вверх круглыми колоннами, на которых была установлена крыша.
Консисторский корпус.
Также в XVIII веке был возведен Консисторский корпус. Он располагается в северо-восточной, изолированной части Кремлевского комплекса (бывшего Архиерейского дома). В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж. Это здание получила в свое распоряжение переведенная сюда духовная семинария. Позднее, в XIX веке, здесь разместилась разросшаяся к тому моменту Консистория.
Гаврииловский корпус
В Архиерейском доме при архиепископе Гаврииле появилось новое трехэтажное здание. Впоследствии оно получило название Гаврииловского корпуса (кон. XVII — нач. XVIII века). В первой половине XVIII века в Гаврииловском корпусе были расположены кельи архиепископа. Вместо второго этажа его северной части, у западного торца Симоновского корпуса, было устроено большое гульбище, из которого был устроен вход в Крестовую палату.
Иринеевский корпус.
К XVIII веку относится и здание Иринеевского корпуса. Двухэтажным каменным зданием в середине XVIII века Гаврииловский корпус Архиерейского дома был продолжен к северу. Эта новая пристройка и получила название Иринеевского корпуса.
Палаты Иосифа Золотого.
В 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе II, которого называют также Золотым, на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось особенно интенсивное строительство. Иосифовский корпус, поставленный вплотную к южному торцу Гаврииловского корпуса, был построен между 1764 и 1769 годами. Корпус выполнял функцию личных палат Иосифа Золотого. Они отличались от всех прочих построек Архиерейского дома помимо своей нарядности еще и необычным для Вологды стилем. Этот стиль ярко выразил влияние западноевропейской архитектуры.
Воскресенский собор.
Воскресенский собор, возведенный в 1772-1776 годах, расположен возле современного входа на территорию Вологодского кремля. Первоначально он был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Это был теплый каменный храм, который предназначался для зимнего богослужения. Но вскоре были замечены многочисленные дефекты постройки, которые указывали на его непрочность. В результате, собор был полностью разобран в 1771 году и возведен вновь.
Построен он был на месте юго-восточной кремлевской башни при вологодском епископе Иосифе Золотом. Для постройки собора преосвященному Иосифу было разрешено использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен первоначального Вологодского кремля. Строительство собора началось при Иосифе, в 1772 году. Закончилось же его возведение в 1776 году. И 30 октября 1776 года он был освящен во имя Воскресения Христа Спасителя. Епископа Иосифа Золотого тогда уже не было в живых.
В Вологодском музее хранится деревянная модель собора. Она отличается от возведенной позже постройки более тонкой и изящной проработкой деталей. Вероятно, ее выполнил столичный архитектор. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор по предложенной модели, используя формы барокко, остававшегося в Вологде еще модным в конце XVIII века.
Воскресенский собор имеет довольно оригинальную композицию. Это двухэтажное здание овальной формы с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами. А купол в свою очередь окружают двухъярусные башенки-главки приделов.
В честь приезда в Вологду императора Александра I в 1824 году со стороны соборной площади к зданию был пристроен с четырьмя колоннами и фронтоном парадный вход-портик, имеющий ампирные формы. Ярославский живописец Колчин, известный по реставрации фресок Софийского собора, расписал в середине XIX века интерьер собора. Воскресенский собор сам по себе довольно интересен, однако на фоне мощных кремлевских стен и в особенности вблизи Вологодской Софии он несколько теряется.
Сегодня в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея. В 1693, 1702 и 1724 годах кремль удостоился визита Петра I. Царь встречался здесь с вологодскими преосвященными епископами. Большая часть бывшей архиерейской резиденции и почти все помещения ее главного центрального двора в настоящее время используются Вологодским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
|