Спасский монастырь.
В Сибири монастырей имелось немного: десять в Тобольской епархии, девять в Иркутской и один в Якутской — Якутский Спасский монастырь, основанный рядом с острогом. За время своего существования Спасский монастырь перенес десять пожаров. До революционного периода на территории монастыря были расположены три храма, колокольня и каменные монашеские кельи.

История.
Монастырь появился в городе Якутске в 1660 году. По другой версии, годом основания считается 1664 год. В обители было два храма: в честь Нерукотворного образа Спаса и во имя Вознесения Господня. При монастыре было учреждено епархиальное церковное древлехранилище. Служилые люди острога избрали казака Ивана Афанасьева в черное духовенство, то есть в монахи, а заодно и строителем монастыря.
В 1663 году воевода Иван Голенищев-Кутузов отправил Афанасьева в Тобольск к архиепископу Симеону, чтобы испросить благословение на строительство монастыря. Просьба была удовлетворена. Появились монастырские строения, обнесенные оградой. Монастырский комплекс включал церкви: «Во имя Спаса Нерукотворного Образа» и «Преподобного Михаила Малеина». В монастыре имелись каменная палата, десять келий, в которых проживали настоятели, келари, казначеи, дьячки и монахи и четыре хозяйственных амбара.
За пределом ограды стояли избы вкладчиков, скотников, хотоны (хлевы), кожевенная мастерская, квасная и две бани. Монастырь располагал довольно большим хозяйством, которое находилось в трех отстоявших друг от друга на тысячи километров местах. В монастыре занимались скотоводством, выращиванием зерновых культур и овощей, монастырь также владел ичерскими соляными источниками.
На далекой Камчатке была Успенская пустынь, приписная к монастырю. Там выращивались ячмень и овощи. Большую роль в судьбе монастыря сыграли указы Екатерины II 1763 и 1764 годов, в которых говорилось о секуляризации церковных земель. Монастырь получил статус заштатного и был оставлен «на своем содержании». Во второй половине XVIII века было ликвидировано хозяйство монастыря в верховьях Лены. Земли раздали крестьянам, а скот продали с торгов.
Затем было ликвидировано хозяйство и под Якутском. Монастырь оказался на положении простого прихода, поддерживали его только пожертвования прихожан из городского населения, которые оставляли здесь деньги, пушнину, скот, хлеб и другое. Подаяния были столь щедры, что монастырь начал обустраиваться. Его строения с 1800 года были с четырех сторон окружены заплотом с забором и с тремя проезжими воротами.
Внутри располагалась каменная церковь, оснащенная богатым инвентарем, каменная колокольня с храмом, заново строящаяся каменная церковь в виде пристройки к главной церкви с ее восточной стороны, каменная палата, три келии, кухня, пивоварня, баня с горенкой, десять амбаров и другие постройки. Монастырь в 1800 году был причислен к третьему классу, через шесть лет — ко второму.
Монастырь был переведен на казенное содержание. Помимо этого монастырь располагал землей для пастьбы скота, сенокосов и рыболовства, что не воспрещалось законами о секуляризации. Большой доход имелся и от добровольных пожертвований. Монастырь владел и другой пустынью — Покровской. Она возникла в конце ХVII или в начале ХVIII века. на левом берегу Лены, в 85 верстах к югу от Якутска. Пустынь владела земельными владениями, промысловыми угодьями, рыболовными местами.
В пустыни имелись две церкви: во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и Преображения Господня. Существовала приписная к Спасскому монастырю Покровская пустынь весь ХVIII век. Основными отраслями его хозяйства были скотоводство с сенокошением и рыболовство. После того, как большая часть земельных владений была отнята в связи с указами Екатерины II о секуляризации церковных земель, монастырь пришел в запустение. В 1820-х годах пустынь была упразднена.
В 1860-х годах в монастыре находились: трехпрестольная каменная церковь, двухпрестольная деревянная церковь, деревянный архиерейский дом с церковью, часовня для освящения воды, каменная колокольня, кузница, деревянный дом с 11 комнатами для настоятеля и казначея, деревянные кельи с шестью комнатами, столовая и кухня с кладовой, маслобойня, баня с предбанником, три дома деревянных, один из которых Якутского духовного правления, амбары, три сарая сенных, три завозни с навесами, хлев для скота, погреба. За оградой располагались деревянный дом для штатных служителей, амбары и баня.
Сегодня.
В Спасской церкви в настоящее время находятся экспозиционные площади Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. Недавно было предложено проводить здесь богослужения. Предполагалось в ближайшее время начать проведение реставрационных работ на территории музея.
|