Ансамбль церквей в Коровниках.
Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле (Портовая набережная, 2) — один из лучших древнерусских памятников, созданных ярославской школой зодчества. Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде. По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.

История.
Но продолжим наш разговор о ярославских церквах. Выдающимся памятником не только русской, но и мировой архитектуры считается ансамбль церкви Иоанна Златоуста вместе с Владимирской церковью и стоящей между ними восьмигранной шатровой колокольней высотой 37 м, известной под названием «Ярославская свеча». Этот ансамбль находится в Красноперекопском (за Которослью) районе, в бывшей Коровинской слободе, чуть ниже устья Которосли. Вы увидите его с воды, когда продолжите путь вниз по Волге.
Церковь Иоанна Златоуста, как и Ильинская, была построена в середине XVII в. Но если Ильинская была и осталась уникальной благодаря своему асимметричному плану, то церковь Иоанна как раз, наоборот, положила начало целой школе церковной архитектуры, основанной на полной симметрии как в общей планировке, так и в плане всех объемов. Для нее характерна также большая высота куполов, которые вместе с барабанами (цилиндрическими башнями), на которых они стоят, и крестами намного превосходят высоту основного куба.
Роспись стен и сводов произведена замечательным ярославским художником XVIII в. Алексеем Ивановым и его подручными в 1732-1733 гг. Соседняя Владимирская церковь построена в 1669 г. Не следует смешивать ее с церковью Владимирской богоматери, находящейся в Ленинском районе, на углу Мышкинской и Рыбинской улиц. Она построена в 70-х годах того же XVII в., но в необычном для того времени, запрещенном церковными властями архитектурном стиле — с прямоугольной формой апсид (выступов) и тремя шатрами, выстроенными в направлении с юга на север.
Такое своеволие было возможно только потому, что церковь стояла на далекой окраине, у «Божедомки», то есть места погребения бездомных, безымянных и скоропостижно скончавшихся по неизвестной причине. Ансамбль состоит из двух храмов — зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине. Ансамбль украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли.
Жители слободы занимались торговлей скотом и рыбой. Во 2-й половине XVII века здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих. Наиболее древнее сооружение ансамбля — храм Иоанна Златоуста. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Храм крупный пятиглавый с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца.
Во 2 половине XVII в восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх. Храм расписан в 1730-х гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Сопляковым, который в эти годы руководил работами по росписи целого ряда храмов. Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 г. Создание этого храма положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но решен более скромно.
Строение.
На правом берегу Которосли при впадении ее в Волгу располагается выдающийся памятник русского зодчества — ансамбль церквей в Коровниках (XVII в.). Он включает в себя храм Иоанна Златоуста (1649 - 1654 гг.), Владимирскую церковь (1669 г.), колокольню и Святые ворота, поставленные в конце XVII в. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и домообразными высокими крыльцами. Наиболее примечательно его наружное декоративное убранство. Мастерски исполненная фигурная кладка выдает руку опытных мастеров.
Обилие кирпичного узорочья (наличники окон, арки, архивольты, строенные полуколонки и кокошники) во второй половине XVII века было дополнено поливной керамикой, которая достигает предельной насыщенности в обрамлении окна центральной апсиды. Здесь живописный ковер разросся на 8 м в высоту и 5 м в ширину! Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зеленых тонах.
Высота колокольни, которую называют «ярославской свечой», 37 м. Расположенная между церковью Иоанна Златоуста и церковью Владимирской Богоматери, она стала центром всего ансамбля. По оси двух храмов стоит высокая (37 м.) многоярусная колокольня, построенная в 1680-х г. г. и ставшая композиционным центром всего ансамбля («ярославская свеча»). Она признана одной из самых стройных в России. Когда-то на ней висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова.
Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции. Святые ворота, обращенные к Волге, вместе с оградой объединяют и завершают всю композицию.
Самое значимое здание ансамбля — церковь Иоанна Златоуста. Построена она по заказу посадских людей Ивана и Федора Неждановских. Это типичный для Ярославля храм с галереями и притворами, имеющий пять глав. Большой и высокий, он создает впечатление приземистости и основательности. Богатая изразцовая отделка XVII - XVIII вв., резные висячие гирьки, наличники окон дополняют наружное убранство. В интерьере храма выделяется изразчатый наличник окна центральной апсиды, высотой 8 м и шириной 5 м — предвестник изразцового буйства более поздних храмов. Это лучшее произведение мастеров ярославской керамики.
В 1732 - 1733 гг. артель ярославских иконописцев во главе с уроженцем Коровницкой слободы Алексеем Сопляковым украсила стены многоцветным ковром росписи. Одновременно со стенописью выполнен иконостас в стиле барокко. Особенно красивы Царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника — оригинальная деталь, не повторяемая нигде в ярославских иконостасах.
Большинство икон относится к XVII - XVIII вв. Некоторые из местных икон принадлежат кисти Семена Спиридонова Холмогорца — любимого художника ярославцев. Сохранилось 12 икон его работы, некоторые из них подписные. Не исключено, что замечательный иконник-миниатюрист приглашен был в Ярославль купцами Неждановскими, поддерживающими с Архангельском и Холмогорами тесную связь.
Из церкви Иоанна Златоуста происходит икона «Илья Пророк в житии», экспонируется ныне в Ярославском музее изобразительных искусств. Фигура Ильи дана по традиции в среднике, окруженном клеймами. Икона XVII в. Богоматерь Владимирская, хранящаяся в Ярославском историко-художественном музее, также находилась в церкви Иоанна Златоуста. Средник иконы окружает широкая кайма из восемнадцати клейм. Владимирской Богоматери посвящена стоящая рядом пятиглавая церковь, используемая как теплая зимняя при церкви Иоанна Златоуста.
Теплая Владимирская церковь (1669 г.), более скромная по формам и отделке, служит дополнением к храму Иоанна Златоуста, хотя и играет не последнюю роль в формировании богатого, многогранного силуэта ансамбля. Уникальная композиция Златоустинского храма в известной степени затруднила задачу строителей зимней церкви Владимирской Богоматери, которая была возведена в 1669 году. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма.
В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.
Сегодня.
В настоящее время ансамбль в Коровниках передан старообрядческой церкви. В приделе церкви Иоанна Златоуста идет служба. Сама церковь реставрируется. В Верхнем Поволжье влияние старообрядцев было значительным. Их поселения здесь сохранились вплоть до XX в. Неслучайно и Николо-Улейменский монастырь под Угличем также передан старообрядцам. Трудно идет восстановление их традиций, невелика сейчас и социальная основа старообрядчества. Представители веры пока малочисленны.
|