Церковь Богоявления.
Церковь представляет собой один из самых выдающихся памятников Ярославля. Огромный евангельский цикл содержит стенопись Богоявленского храма. Здесь можно увидеть профильные изображения, которые практически отсутствовали в предшествовавший период. Месторасположение. Находится на берегу реки Которосли на месте некогда стоявшей здесь деревянной церкви бывшей Богоявлинской слободы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря.

История.
Храму, который существует сегодня, предшествовала деревянная церковь Богоявления. Самые первые упоминания о ней появились в XIII веке. Каменный храм был возведен в конце в 1684 -1693 годах на средства ярославского купца «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова. Он был потомком «закладчиков» Спасского монастыря. Эта церковь представляет собой одну из первых бесстолпных церквей Ярославля, на архитектурную композицию которой наложило отпечаток московское зодчество того периода
Особенности церкви.
Исключительность церкви придает использование в наружной отделке цветной керамики. Общая архитектурная форма представляет собой высокий главный объем и пять маленьких глав на более тонких, чем у церкви Иоанна Предтечи, барабанах. Основной конструктивной особенностью церкви Богоявления считается отсутствие традиционных опорных четырехгранных колонн со сводами. Их заменило перекрытие единым сводом, образующее высокое и просторное помещение. По мнению экспертов, внутреннюю роспись выполняли те же мастера, что и в церкви Иоанна Предтечи.
Внутренняя роспись церкви изображает евангельский цикл о мучениях и страданиях Иисуса Христа. Особенностью росписи является использование профильных изображений, что было довольно новым явлением в росписи. Среди библейских мотивов росписи можно распознать детали быта, отражающие жизнь простых крестьян и зажиточных купцов. Резной запрестольный крест — еще одна особенность сооружения, суть которой в отсутствии прямых линий и сложной форме исполнения.
Его крупные золоченые завитки оформлены гроздьями синего и зеленого винограда, обвивающими небольшие иконки с изображением главных церковных праздников. Крест по форме исполнения похож на иконостас. Но последний был выполнен уже в XVIII веке. Его бирюзовый фон и использование в одеждах святых золота производит праздничное, торжественное впечатление.
О традициях и благотворительности храма.
Традиции благотворительной, просветительной деятельности, в том числе устройство и содержание богаделен, открытие церковно-приходских школ, помощь вдовам и сиротам, всегда поддерживались в приходах ярославских храмов. Особого размаха в городе эта деятельность достигла в церкви Иоанна Предтечи. Здесь в 1879 году священник Федор Успенский открыл Приходское попечительство.
Одной из основных задач церковного попечительства явилось открытие в 1885 году церковно-приходской школы для детей. Здесь могли обучаться дети, лишенные возможности получить начальное образование раньше, со сверстниками. Попечительство также организовало бесплатную столовую и помогало безработным людям в трудоустройстве. Им были созданы детские ясли для работающих женщин, приют для малолетних сирот и беспризорных детей, богадельни для убогих и престарелых, белошвейная мастерская, прачечная.
Впервые в Ярославле в 1891 году при церкви было учреждено общество трезвости. Спустя уже 11 лет, в обществе насчитывалось около трех тысяч человек из всех районов и пригородов Ярославля. Совместно с настоятелем соседней Донской церкви Константином Наумовым протоиерей Федор Успенский в 1898 году начал выпускать журнал «Приходская жизнь». В то время это было едва ли не первое и единственное в России провинциальное периодическое издание.
Росписи церкви.
Благодаря особой программе росписей, церковь Богоявления является единственной в своем роде и занимает особое место среди ярославских памятников XVII века. Все росписи храма связаны с Новозаветной церковью. В центральном храме не представлено ни одного Ветхозаветного сюжета. Этот случай является уникальным.
Есть предположения, что храм расписывали ярославские мастера во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Во всех источниках упоминается о нескольких святынях храма. Это обложенный серебром напрестольный деревянный крест 1709 года с частью древа креста Христова и 32 частицами мощей разных святых, деревянная резная глава Иоанна Предтечи на блюде и огромный запрестольный алтарный крест, являвшийся великолепным образцом резьбы по дереву конца XVII века. Первые две святыни до наших дней не сохранились.
Во время мятежа 1918 года храм попал под артиллерийский огонь и получил серьезные повреждения. В 1704 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский, освятил белый атласный антиминс, который стал одной из главных святынь храма. А в конце XVII - начале XVIII века у храма была возведена колокольня. Эта шестиярусная конструкция была выполнена в стиле «московского барокко» и достигала в высоту 45 метров. Во время первой мировой войны в церкви постоянно проходили панихиды по убиенным воинам. С 1929 по 1931 годы церковь, подобно остальным церквям прихода, была закрыта.
В январе 1933 года церковь Иоанна Предтечи была передана в ведение Ярославского музея. А три года спустя, завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В это время храм использовали в качестве склада зерна и химических веществ. В начале 1950-х годов попала под снос Теплая Вознесенская церковь. Церковь была полностью отреставрирована Ярославской специальной научно-реставрационной мастерской в 1961 году. В настоящее время церковь Иоанна Предтечи включена в состав Ярославского музея-заповедника. С 2002 года здесь проводятся службы.
|