Церковь Иоанна Предтечи.
Храм знаком всем жителям нашей страны, так как является символом Ярославля и изображен на 1000 рублевой купюре. Церковь Иоанна Предтечи — это самый большой и поистине грандиозный по своим размерам и по количеству росписи храм. Недаром этот памятник мировой архитектуры рекомендован международной организацией ЮНЭСКО иностранным туристам для посещения.

Месторасположение.
Территория вокруг Купального (ныне Кавардаковского) ручья, впадающего в реку Которосль, в языческие времена служила местом купальных обрядов, празднеств и игрищ. В процессе распространения христианства древний языческий праздник летнего солнцеворота, сливаясь с образом святого Иоанна Предтечи Крестителя Господня, стал называться на Руси Иваном Купалой. Название, видимо, связано с обычаем купания на рассвете этого дня.
Самой большой из закоторсльных слобод была кожевенная Толчковская, протяженность которой по берегу составляла около полутора километров. Украшением этой части Ярославля, одним из его символов, имеющим мировую известность, является шедевр XVII века храм Иоанна Предтечи в Толчкове — третий значительнейший памятник ярославского зодчества. Он расположен сейчас на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих».
История.
По преданию, на месте церкви Иоанна Предтечи стоял женский Воскресенский монастырь, который был разорен поляками в 1609 году. Самое раннее документальное свидетельство о приходской церкви зажиточной Толчковской слободы содержится в грамоте ростовского митрополита Варлаама 1644 г. С самого начала церковь построили, но она была «деревянная, холодная, и зимним временем в тое церкви для стужи служить невозможно», поэтому прихожане решили строить теплый каменный храм.
Церковь Иоанна Предтечи строилась с 1671 по 1687 г. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав церковь Иоанна Предтечи поражает роскошью декоративного убранства и мастерством его исполнения. Изобилие изразцов на стенах пленяет глаз. Памятник симметричен по своему плану и объемам. После пожара в 1708 году средняя глава была заменена другой, существующей и ныне.
Внутренность храма расписывала артель ярославских мастеров в количестве 16 человек, за два летних сезона 1695-1696 гг., о чем свидетельствует настенная летопись орнаментальной пелены на южной стене. Возглавили работу ведущие ярославские художники Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев — выдающиеся русскими художниками конца XVII века. Внутреннее пространство церкви поражает своими крупными размерами, пышной резьбой иконостаса, драгоценными по тонкости исполнения иконами, художественностью кузнечной работы дверей и решеток. Но главное — это уникальные фрески.
Они покрывают все стены, оконные и дверные откосы. Созданные в необычно короткий срок (около 5 месяцев), росписи интересны как количеством сюжетов, так и высокой техникой исполнения. Рисунок тонок и поразительно изящен. Колорит повсюду выдержан в холодной зеленоватой гамме. Внутренняя роспись завершена в 1695 году. Приделы паперти расписывались в 1700 году, по-видимому, теми же мастерами.
Архитектура и роспись.
Этот огромных размеров храм отличается бесподобным совершенством кирпичной кладки. Из кирпича выполнены и скульптурные украшения наружных стен. Храм увенчан пятнадцатью главами на высоких тонких барабанах с узкими оконными прорезями. Стены четверика разбиты на 9 ярусов — это рекордное количество, такой дробности более нет нигде.
Верхние пять ярусов заняты евангельскими композициями, автором которых возможно выступил Дмитрий Григорьев, следующие заняты сюжетами на храмовую тему — житие Иоанна Предтечи, а вот тематика нижних ярусов впервые встречается только в этой церкви. На северной и южной стене вместо орнаментального яруса помещены минеи — святцы православной церкви с разбивкой по месяцам и дням. Там изображены практически все главные праздники, святые и мученики — всего более 500 сюжетов.
Написанные в пять рядов друг над другом они являются пределом миниатюрности изображения на стенах. Со стороны художников это был поистине творческий подвиг, православная церковь эту новацию в живописи приветствовала и рекомендовала для всех, но после Дмитрия Григорьева и Федора Игнатьева никто больше за такую сложную задачу никогда не брался. Федор Игнатьев однажды все же повторил эту работу, но в иконе, которую он написал для церкви Федоровской Богоматери.
На западной стене нижний ярус занят шестью большими композициями на тему «Песни Песней» — впервые в ярославских памятниках появляется этот столь любимый и часто изображаемый сюжет. «Песнь Песней» царя Соломона (часть ветхозаветного текста) в XVII-XVIII веках понималась как тема любви Иисуса Христа к православной церкви.
Иконографически тема воплощалась в нескольких композициях, которые преимущественно заимствовались из Библии Пискатора, как всегда перерабатывались русскими художниками в соответствии с традициями и правилами древнерусской живописи, дополнялись деталями и подробностями из русского быта и жизни. В церкви Иоанна Предтечи эта тема наполняется новым смыслом, так как перекликается с расположенной на западном своде традиционной ярославской композицией «София Премудрость Божия» (к сожалению, практически не сохранилась).
«Ярославская София» из Предтеченской церкви проделывает тот же путь, что и вся ярославская монументальная живопись — путь усложнения, усиления детализации, литературной подробности. Количество персонажей по сравнению с первыми «Софиями» растет, площадь композиции увеличивается, на ступеньках храма Премудрости Божией появляется стоящий царь Соломон с раскрытой книгой своих «Премудростей». Эта фигура перекликается с первой картиной нижнего яруса, на которой изображен царь Соломон перед раскрытой огромной книгой в окружении гостей и придворных.
Эта сцена служит еще и своеобразным литературным прологом, предваряющим собственно «Песнь Песней», текст которой и изложен в этой огромной раскрытой книге. Налицо теснейшая связь с литературой, прямое использование в живописи литературных приемов, что тоже является одним из ключевых и образующих признаков ярославской школы монументальной живописи. Столбы центрального храма так же, как и стены, разбиты на множество ярусов, поэтому композиционно сливаются со стенами и не дробят внутреннее визуальное пространство.
Здесь помещены столь любимые ярославскими мастерами композиции «Деяний апостолов» (те самые, которые в церкви Рождества Христова помещались в одном из ярусов северной и южной стен, а в церкви Богоявления в откосах окон центрального храма), то есть сюжетов со временем становится так много, евангельские и библейские события иллюстрируются столь подробно, что деяния учеников Христа приходится помещать на столбах храма, жертвуя изображениями мучеников и святых, нарушая тем самым систему символов православного храма.
В нижних ярусах столбов помещены заимствованные у икон изображения Иисуса Христа и Богоматери, чего тоже не встречается в других храмах. Росписи алтарной части тоже изменяются, усложняются и становятся трехъярусными. Традиционная «Литургия святых отец», занимавшая раньше всю площадь восточной стены алтаря, здесь занимает нижний ярус, а два верхних заполнены композициями на темы литургии из сборников духовной литературы.
Сделано это было для того, чтобы привести в композиционное соответствие роспись алтаря и роспись центрального храма, так как было бы нелогично помещать монументальные фигуры святителей в алтаре при общей мелкофигурности живописи в центральном храме. Постепенно живопись ярославских храмов становится занимательной, подробной, с тщательно выписанными деталями.
Композиции наполняют бытовые предметы — посуда, утварь, мебель и сундуки, действующие лица облачены в нарядные, богато украшенные одежды и латы, причем орнамент, украшающий ткани, часто повторяет реально существовавший в то время, о чем свидетельствуют музейные образцы. Очевидно, что глаз художника не терпел пустого пространства, потому что туда, где не было изображения, помещался текст, словами рассказывающий то, что рядом изображалось фигурами. В церкви Иоанна Предтечи множество подписей в стихотворной форме.
Особенно ярко все эти признаки прослеживаются на галерее храма, которая была расписана теми же мастерами в 1700 году. Обилие сюжетов на галерее храма ошеломляет. Здесь иллюстрируются не только библейские и евангельские сюжеты, но и различные литературные сборники, которые появились на Руси на рубеже веков: «Звезда Пресветлая», «Лимонарь», различные прологи, жития святых и пророков, патерики и так далее.
Художники рассказывают библейские истории — о Всемирном потопе, о любви царя Давида к прекрасной Вирсавии, о поединке Давида и Голиафа, показывают муки грешников и блудниц. Заимствуется иконография житийных икон, которые буквально, со всеми подробностями и клеймами, переносятся на стену — Святая Фамаида, то есть художники пользуются самыми разными источниками, приводя множество композиций в единое гармоническое целое, как тематически и композиционно, так и колористически, оставаясь при этом полностью в рамках традиций древнерусской живописи.
Росписи галереи наполнены движением отдельных персонажей и целых групп, все преисполнены активной деятельности, все куда-то бегут, люди пляшут, воюют, стреляют, нападают и падают, рубят, приколачивают, строят здания и терпят кораблекрушения, движения слишком много, оно переизбыточно и стремительно. Состояние внутреннего покоя и сосредоточенности уходит из росписей. Движение духа, столь характерное для древнерусской живописи предыдущего периода, заменяется движением тела, лица изображаемых становятся практически одинаковыми.
Все эти неизбежные перемены ничуть не умаляют достоинств этой грандиозной работы и стенопись церкви Иоанна Предтечи является не только жемчужиной Ярославля и гордостью местной ярославской школы, но и одним из высших достижений древнерусской культуры. Под ее влиянием складывался стиль ярославских стенописей XVIII столетия.
Декоративно-повествовательный стиль фресковой живописи в церкви Иоанна Предтечи достигает своего наивысшего расцвета. Отдельные крупные изображения святых, помещаемые на столбах, здесь уступили место мелко фигурным композициям. Росписи на стенах дробятся на большее, чем прежде, число ярусов. Тематика росписей несет в себе много нового. Художники отказались от суровой композиции «Страшного суда», обычно занимавшей западную стену, заменили ее в нижнем ярусе шестью библейскими композициями на тему «Песни песней», а на своде — сложной символической композицией «Премудрость создала себе дом».
«Страшный суд» в измененной, сокращенной и более смягченной трактовке изображен в северной паперти. В росписи заметны реалистическое толкование сюжетов, попытка отразить наблюдения над природой, соблюсти в пейзажах пространственную перспективу. Толчковская стенопись — самая значительная из всех, созданных на рубеже XVII-XVIII веков.
Колокольня церкви Иоанна Предтечи является не только вершиной и гордостью ярославской школы, но и одним из высших достижений самобытной русской культуры. Изящна по своему силуэту, но формы ее несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западно-европейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее).
Ярусная столпообразная колокольня этой церкви выглядит несколько чужеродно рядом с главным зданием, обнаруживая признаки отступления от принципов ярославской школы. Как в очертаниях башни, так и в выборе декоративных элементов заметно уже влияние западноевропейских образцов.
|