Спасо Преображенский монастырь.
В конце XVIII века среди рукописей этого монастыря известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин обнаружил знаменитое «Слово о полку Игореве».

История.
Монастырь был основан во второй половине XII века. Еще в начале XIII века при монастыре открылось духовное училище. Позже его перевели в Ростов Великий. В это время монастырь располагал уже довольно большой монастырской библиотекой. Ее пополняли труды здешних переписчиков, а также произведения собственных летописцев.
В здешнем музее, который существует с 1864 года, и сегодня хранятся многие рукописные уникальные памятники древнерусской литературы. Именно среди рукописей Спасского монастыря в конце XVIII в. А. И. Мусин-Пушкин, приобретя у архимандрита Быковского его личную библиотеку, наткнулся на бесценный памятник русской литературы XII в. — «Слово о полку Игореве».
Церковь Ярославских чудотворцев представляет собой наиболее позднее сооружение монастыря, появившееся в начале 30-х годов прошлого века на месте Входоиерусалимской церкви начала XVII века. В XVI веке появилась высокая звонница монастыря. Она была надстроена уже в начале XIX века. Трапезная палата, относящаяся к первой половине XVI в., вплотную примыкает к Крестовой церкви.
Значительный урон монастырю был причинен поляками во времена интервенции. В 1635 - 1646 годах его стены были возведены заново. В XVII веке старинную ограду монастыря заменила каменная толщиной около 3 м и длиной — около 820 м. Ее углы венчали шесть сторожевых башен. Из них до наших дней сохранились лишь две: Углицкая и Богородицкая, построенные в 1623 году. На их месте уже в начале XIX века появились те круглые башенки, которые можно увидеть сегодня.
С 1787 года в монастыре располагалась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Именно с этого времени начались неоднократные перестройки древних зданий в соответствии вкусам того или иного церковного владыки. Это причинило немалый ущерб историко-архитектурному значению этих памятников. Также внесли свою лепту в процесс разрушения время и военные события. В 1951 году Ярославской государственной специальной научно-реставрационной мастерской было начато восстановление древних памятников архитектуры в их первоначальном виде.
Спасо-Преображенский собор.
До появления Спасо-Преображенского собора (1506-1516 годы) на его месте стояло первое каменное здание Ярославля. Это был собор конца XII или начала XIII в., который сгорел в 1501 году. Современный храм неоднократно перестраивался.
Собор представляет собой самое старое здание монастыря и Ярославля. Он представляет собой четырехстолпный, трехглавый храм, поставленный на высокий подклет, с окружающими его открытыми галереями. В архитектурном оформлении фасадов присутствует сочетание древнерусских форм с элементами западноевропейской ордерной системы. Формы барабанов — с узкими окнами и шлемовидными куполами — схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХII-ХIII вв.
Однако тонкие профили закомар и карнизов храма схожи с подобными элементами Архангельского собора в Москве, построенного итальянским зодчим Алевизом Новым. Северная паперть собора когда-то служила монастырским книгохранилищем. Интерьер Спасского собора привлекает внимание своими фресками, написанными московскими мастерами в 1563-1564 годах. Подобные росписи являются редкостью. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда. Роспись южной и северной стен состоит из трех ярусов.
В верхних расположены библейские и евангельские сюжеты, в нижнем ярусе — семь Вселенских соборов. В апсиде изображен Иоанн Предтеча с суровым, изможденным лицом, а также сидящая на троне Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками пророчеств о рождении Христа. Одна из самых значительных композиций восточной стены храма — «Преображение». Иконостас собора сохранил тринадцать икон XVI века.
Внутренней росписью собора занимались москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк и Федор Никитины и ярославцы Афанасий и Федор Исидоровы. Живопись Спасского собора стилистически неоднородна. Зрительно она разделена на две четкие группы. Центральная глава, своды, алтарная часть расписаны в соответствии с канонами школы царских мастерских. Эту живопись отличает высокое мастерство исполнения и чувство архитектоники сооружения, а также точный смелый рисунок.
Интересна моделировка личного. В этом случае в качестве подкладки использовались темно-коричневый санкирь и плотные белильные света. За счет активного использования черных описей достигалась рельефность лепки ликов. Здесь можно увидеть большое количество профильных изображений, которым характерны крупные, почти круглые, глаза, крючковатые носы и тяжелые подбородки.
Колорит отличается сдержанностью. Все композиции исполнены на темно-синем смальтовом фоне. Основными цветами выступают коричневый, желтый, зеленый, синий, белый (чаще незаписанный цвет левкаса).
Звонница.
Это самое крупное сооружение монастыря. Строилась она несколько столетий. В нижнем ярусе была церковь (сохранились фрагменты росписей), а к северной стене примыкала галерея, соединявшая ее с собором и церковью Входа в Иерусалим, пристроенной в 1617-1619 годах. Окончательно она была достроена в 1809-1823 годах.
Святые вороты.
В южном углу ограды расположены «святые ворота», которые были сооружены в 1516 году и служили главным входом в монастырь. Состояли они изначально из крепостной башни с длинным сводчатым проездом, с помещавшейся над ним надвратной церковью. Церковь же завершала дозорная вышка с набатным колоколом. Надвратная церковь неоднократно перестраивалась, а в начале XIX в. была совсем ликвидирована и превращена в жилое помещение.
Современное состояние.
Монастырь сегодня представляет собой историко-архитектурный музей-заповедник. Он по праву считается главным музеем Ярославской области. Музей был создан в 1895 году и обладает обширными коллекциями. Здесь можно увидеть редкие предметы церковного обихода из драгоценных металлов XIV - XX вв., произведения древнерусской живописи XVI в., драгоценные ткани XVI - XX вв. и многое другое.
Здесь постоянно представлены экспозиции: «Древнерусское искусство», «История Ярославского края», «Слово о полку Игореве« — выдающийся памятник древнерусского искусства». В летнее время на звоннице Спасского монастыря проводятся концерты колокольной музыки.
|